ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Карта сайта
Росморречфлот
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Министерство транспорта РФ
сегодня
22 июля 2017
Главная // Новостная лента / /

Новости

Главному водному «хабу» России, каналу имени Москвы - 80 лет

15 июля 2017 года исполняется 80 лет Каналу имени Москвы. Уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, удовлетворило на длительную перспективу потребности крупнейшей в стране московской агломерации в водоснабжении и водном транспорте. Факт истории - на строительстве канала, как и на большинстве крупных строек той эпохи, работали сотни тысяч заключенных. Сегодня Канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ (Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области), 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 км по городу Москве и 484 км – по Московской области.

Канал имени Москвы - уникальное инженерно-техническое сооружение по проектным решениям, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Трудные условия рельефа и расположенная между Москвой и Волгой возвышенность не позволяли сделать канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.

Инфраструктуру канала формируют 5 насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн Киловатт-часов энергии), 20 шлюзов, а также 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов – всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла.

В годы войны канал, носивший тогда имя «Москва-Волга», сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков, помимо обеспечения водоснабжения и производства электроэнергии, став мощным оборонным рубежом и, в ряде случаев, даже «гидротехническим оружием». Когда в конце ноября 1941 года немецкие части, наступая от Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать по льду Иваньковское водохранилище, работники Иваньковской ГЭС через интенсивный сброс воды понизили уровень воды в водохранилище на 2 м. Лед стал проседать в пустоты и ломаться, а войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.

К 1 декабря 1941 года по приказу командующего Западным фронтом Г.К.Жукова был осуществлен сброс воды из канала в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений, что позволило поставить водный барьер в пойме рек Сестра и Яхрома на пути немецких войск, наступавших на участке Клин - Рогачево - Дмитров. В память о вкладе канала, его работников и защитников в обеспечение первой победы Красной Армии под Москвой на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является в центральном регионе важнейшей магистралью водного транспорта, соединяющей Москву и Московскую область с крупными экономическими районами Европейской части России. Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс. судов и совершается свыше 50 тыс. шлюзований. Помимо грузов и туристов, по Каналу имени Москвы в столицу попадает незаменимый и быстро растущий в цене ресурс – вода. Обводнение Москвы-реки, то есть наполнение ее водой из других рек, – стратегическая функция уникального инфраструктурного объекта. Фактически Москва-река сегодня на 80% состоит из волжской воды, которая поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская. Столица ежесекундно принимает через канал 35 куб. м, или около 1,5 млрд «кубов» в год. Если бы не создание канала, Москва еще в середине ХХ века столкнулась бы с масштабной экологической, техногенной и социальной катастрофой.

Поэтому одним из важнейших направлений деятельности ФГБУ «Канал имени Москвы» является водоснабжение и связанное с ним санитарное обводнение рек столичного региона (Москвы, Яузы, Клязьмы и Учи) в целях улучшения их санитарного состояния и сохранения экосистемы. В 2016 году было перекачано около 1,6 млрд куб. м воды. Из этого объема 55% использовалось для обводнения реки Москвы и ее притоков.

«Сегодня ФГБУ «Канала имени Москвы» при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал Канала», – отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Со знаменательной датой поздравил руководство и коллектив предприятия заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.  

«Волжская вода, пришедшая в столицу по рукотворной водной артерии, дала не только фактически вторую жизнь Москве, но и объединила большим общим делом профессионалов высочайшего класса, - отмечается в поздравлении.

Сегодня в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Канал имени Москвы» трудятся свыше трех тысяч человек. Именно они обеспечивают надежную работу всех систем и узлов исполинского сооружения при высочайшем уровне безопасности, вместе с коллегами из других сфер народного хозяйства, правительством Москвы решают сложные и ответственные задачи, в том числе, по надежному водоснабжению столицы, четко выполняя свою функцию водного пути, который соединяет столицу со всеми морями, омывающими европейскую часть России. По этой рукотворной артерии ежегодно проходят десятки тысяч судов и миллионы тонн грузов. И конечно, нельзя не отметить то, что Канал имени Москвы остается настоящим украшением столицы и всего Подмосковья, превратив Москва-реку и ее притоки в незаменимую живописную основу городского ландшафта, досуга и отдыха, обеспечив водой и промышленность Москвы и ее жителей, парки, скверы и аллеи на сотни лет вперед».

Виктор Олерский пожелал всем работникам уникального предприятия здоровья, приумножения трудовых достижений и благополучия, а самому Каналу – успешного продолжения славной вахты на службе столицы России, ее жителей и всех россиян, воплощения в жизнь новых планов и больших задач.

Дата создания страницы: 2017-07-14 23:08:54
Дата и время последнего изменения: 2017-07-14 23:21:17

Назад...

НОВОСТИ

 

2017-07-22
Волго-Донскому судоходному каналу - 65!

21 июля 2017 года в г. Константиновске Ростовской области заместитель руководителя Федерального агентства морского и...

Читать далее

2017-07-21
В Ростове-на-Дону прошло заседание Рабочей группы по строительству Багаевского гидроузла

21 июля 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк принял...

Читать далее

2017-07-21
Парусник «Мир» готовится к новому этапу престижной международной регаты

Учебное парусное судно «Мир» в порту Турку (Финляндия) готовится к новому этапу Международной парусной регаты...

Читать далее
Новостная лента
Анонсы
Взаимодействие со СМИ
Публикации и интервью
Обзоры СМИ
Архив новостей
Видеоматериалы
Подписка на новости
Веб-камера