Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / Новостная лента / /
30 декабря 2017, 20:01

Закон о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания подписан Президентом РФ и официально опубликован

МОСКВА. В канун наступающего 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Текст закона опубликован на сайте Президента России и едином портале правовой информации.

Ключевые изменения закона относятся к содержанию статьи 4 Кодекса торгового мореплавания:

Так, закон расширил понятие «каботаж», включив в это определение перевозки в пределах территориального моря и внутренних морских вод с перегрузкой грузов на необорудованное побережье за пределами акватории морских портов, используемые при северном завозе, а также перевозки и буксировка между территорией РФ и (или) искусственными островами, установками и сооружениями, находящимися под российской юрисдикцией и расположенными на континентальном шельфе Российской Федерации.

Также расширен перечень видов деятельности, на осуществление которой суда под российским флагом имеют преимущественное право. В этот перечень добавлены: морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Впервые закреплено исключительное право для судов под Государственным флагом Российской Федерации на:

1) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

2) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе, в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

Такие изменения направлены прежде всего на обеспечение достаточного уровня безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в регионе. Российская юрисдикция на судах, используемых для указанных перевозок, позволит обеспечить эффективный контроль за их техническим состоянием, а также позволит обеспечить российских моряков всеми мерами государственной поддержки (включая социальное и пенсионное обеспечение) и обеспечить дополнительное регулярное пополнение бюджетов различных уровней.

Закрепление исключительных прав на указанные морские перевозки за российскими судами будет способствовать: увеличению количества судов под российским флагом; созданию дополнительных рабочих мест (экипажи судов должны быть укомплектованы гражданами Российской Федерации); дополнительному привлечению средств в экономику; снижению зависимости российских компаний от иностранных перевозчиков и минимизации рисков, связанных с возможным применением санкций со стороны других стран в отношении России; мультипликативному эффекту в развитии портовой инфраструктуры, а также объектов, связанных с обслуживанием судов и грузов.

При этом Правительство РФ наделяется полномочиями на принятие решений о возможности осуществления указанных перевозок за судами, плавающими под флагами иностранных государств. Данное положение позволяет в отсутствие необходимых судов под флагом РФ по правительственному решению привлекать и суда под флагом иностранного государства.

Одновременно Правительство России наделяется полномочиями на принятие решений о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом РФ. Это означает, что в целях защиты национальных интересов Правительство РФ на основании закона сможет принимать оперативные решения с учетом динамично меняющейся геополитической и экономической обстановки. При этом законом устанавливается ограничение в принятии такого решения - если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ.

Правительство РФ также наделено правом утверждать перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов или прав на строящиеся суда в российских реестрах судов (Государственный судовой реестр, бербоут-чартерный реестр, Российский международный реестр судов и реестр строящихся судов). Ранее капитаны всех российских морских портов имели полномочия на регистрацию судов, а Правительством утверждался только перечень морских портов, в которых осуществляется государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов. В развитие данного положения будет издано соответствующее распоряжение Правительства РФ, проект которого в настоящее время готовится Минтрансом России.

Кроме перечисленных изменений, законом уточняется содержание понятия торгового мореплавания и дополнение его такими видами деятельности как буксировка, хранение грузов и проведение морских ресурсных исследований.

С учетом мировой тенденции развития электронного документооборота законом совершенствуется механизм регистрации судов и порядок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом предоставляется только органу, осуществляющему регистрацию судна - капитану морского порта (ранее временное свидетельство о праве плавания могли выдавать консульские учреждения Российской Федерации). Решение о предоставлении права плавания будет приниматься в течение суток с момента получения органом регистрации необходимых документов без фактического предоставления судна.

Законом предусмотрена возможность выдачи судовых документов в форме электронных документов. Перечень судовых документов, порядок их выдачи, подписание электронной подписью и подтверждение действительности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Техническое состояние судна, подтвержденное документами по итогам классификации и освидетельствования судна, определяется законом одним из обязательных условий для регистрации судов в российских реестрах судов. При этом предусмотрена возможность отказа в регистрации судна в случае не проведения его классификации и освидетельствования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2018 года за исключением положений об исключительных правах для российских судов на перевозку нефти, газа и угля. Указанные положения вступят в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, что обеспечивает достаточный временной запас для решения вопросов по государственной регистрации судов под российским флагом с учетом обязательств, имеющихся у судоходных компаний.

Накануне, на встрече с ветеранским активом заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский назвал это ожидаемое и важное для отрасли событие – «торжеством реального, здорового протекционизма». Он напомнил, что ключевая новация закона закрепляет за судами под флагом РФ исключительное право по перевозке грузов, погруженных в акватории Севморпути, и создает хорошие предпосылки для локализации в России высокотехнологичного судостроения.


< Назад