• 22 сентября, 
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / Новостная лента / /
20 августа 2018, 10:37

Фрегат «Надежда» через тайфуны совершает переход к точке старта первой Дальневосточной регаты учебных парусников

ВЛАДИВОСТОК-ПОРТ ЙОСУ (Р.Корея). 15 августа парусное учебное судно «Надежда» взяло курс на порт Йосу (Республика Корея), где 27 августа стартует первая «СКФ Дальневосточная регата учебных парусников 2018»/«SCF Far East Tall Ships Regatta 2018». На борту «Надежды» проходят учебную плавательную практику 88 курсантов 15 роты СВФ, 13 курсантов 47 роты ЭМФ. Вместе с ними примут боевое крещение 13 курсантов-первокурсников Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского и два курсанта Морского технологического колледжа. Вот что сообщает с борта ПУС «Надежда» наш специальный корреспондент:

17-18 августа 2018 года. Японское море. Второй день погода радует, солнце, небольшая облачность, ветер переменный, 7-10 узлов. Идем под парусами, без двигателя. Днем и поздно вечером, ветер меняется, поэтому три раза в сутки объявляется парусный аврал. В зависимости от ветра ставим или убираем косые паруса, брасопим реи под ветер, слегка добавляем или уменьшаем количество прямых парусов. Средняя скорость – 7-8 узлов.

Воспользовались солнечной погодой, на борту развернулись ремонтные и такелажные работы. Три мачты – три группы курсантов. Одна группа стоит на вахте, другая – учебная, а третья – рабочая. Каждые 4 часа они меняются. На построениях утром, днем и вечером на разводе распределяются рабочие наряды и учебные часы.Работ на паруснике хоть отбавляй! На ходу судно ремонтируется, чистится, красится, моется, шлифуется… Кажется нет таких работ и ремонтов, которые невозможно выполнить на ходу. Каждый день, после утреннего развода, одна группа курсантов отдраивает, отмывает, подкрашивает палубные надстройки, другие подготавливают, раскладывают, прилаживают оборудование для участия в регате. Чинятся и плетутся заново, прямо на глазах, новые канаты, сплесни, оплетаются кроуши. Для такелажных работ много приспособлений и невиданных почти первобытных инструментов припасено у боцманов, просто диву даешься, как умно, хитро и одновременно просто все продумано. Научись курсант этим пользоваться, запасись терпением, отшлифуй ладони до каменной бесчувственности и у тебя тоже все получится не хуже, чем у насквозь просоленного боцмана.

Отдельные планки палубного набора уже требуют своей починки и тут визжит шлифовальная машинка, кругом расставлены баночки с воском, мастиками и чем-то тягуче-черным для промазывания щелей между набором.

Почти на всех мачтах идет ремонт установленного на высоте оборудования. Там заведывания боцманов и радистов. Третий день на радиоузле пытаются установить причину выхода из строя связи. Пришлось радисту переодеваться в рабочий комбинезон и лезть на рубку разбирать и чинить антенну.

«Парус, порвали парус, каюсь, каюсь, каюсь…». Нет, до порванных парусов дело пока не дошло, но вот один из кливеров на самом острие бушприта потребовал замены. Только для того, чтобы снять один кливер, снести его на палубу, аккуратно и правильно разложить и скатать без заломов и перегибов, а затем отправить для починки парусному мастеру, понадобилось три часа рабочего времени и пять курсантов, которыми руководил боцман фок-мачты.

Курсанты в обвязке, пристегнувшись к лееру бушприта, идут по нему на самый край, нависающий над морем, там им нужно снять два десятка металлических скоб-зажимов, которым крепился парус. Потом они осторожно, чтобы не порвать паруса на ветру, ведь судно идет полным ходом, затащить на палубу, аккуратно разложить, затем свернуть по всей длине в аккуратные равномерные складки и только потом укатать. Сегодня все рабочее время ушло на то, чтобы снять парус. Новый парус будут устанавливать завтра, если позволит погода.

А сводки погоды приходят не очень обнадеживающие, один за другим навстречу нам движутся два тайфуна. Хорошо бы успеть зайти в Корейский пролив до встречи с ними. И еще одно обстоятельство, которое обсуждают на мостике, рядом в соседних квадратах начались совместные военные учения Южной Кореи и США. При прокладке курса парусника приходиться теперь учитывать и это обстоятельство.

Тем временем учебная мачта занимается в классах. Идут занятия по английскому языку. Тема – специальная лексика для каботажа и заполнения таможенных деклараций под руководством опытного педагога по английскому языку МГУ им. адм. Г.И. Невельского, доцента Светланы Бузиковой. Много лет она выходит на практику с курсантами, ей нравится вести занятия в море. Ничто не отвлекает курсантов от учебы, отмечает она, им просто некуда сбежать из класса, дальше, чем на палубу, вот и начинают курсанты волей-неволей учиться лучше, втягиваться в непростые занятия, насыщенные сложными, специальными морскими и юридическими терминами.

У девичьей группы курсантов-радистов электромеханического факультета занятия проходят в радиорубке. Они еще только первокурсники, поэтому начинают с самых азов, наиболее распространенных слов и терминов на английском языке при радиообмене. В дальнейшем им предстоит ознакомиться со всеми приборами в радиорубке, с помощью которых современное судно собирает информацию для безопасного плавания, поддерживает связь с берегом и другими судами и т.д. Судно покачивает на небольших волнах и с этим справляются не все, кто-то еще записывает в конспект, а кого-то из девушек уже так укачало с непривычки, что на ведение записей сил нет, надо идти в кубрик отлеживаться.

В классе по судовождению будущие судоводители изучают правила расхождения судов, тема острая, интересная. Что может быть актуальнее для будущего капитана, чем знания, как безопасно разойтись с другим судном в море, избежать столкновения, правильно воплотить понятие – хорошая морская практика.

После обеда у курсантов начались занятия по морской астрономии и навигации. Секстан, второй после компаса, главный инструмент судоводителя, служит для того, чтобы судно не затерялось в безбрежных просторах океана. И вот уже группа курсантов выходит на верхнюю палубу «ловить и сажать» солнце на горизонт. На занятиях ребята учатся помощью секстана измерять угол солнцестояния, выполнять математические и алгебраические вычисления, применять специальные таблицы и справочники, переводить угловое исчисление в линейное, таким образом определять координаты судна в море.

…Непростая, суровая жизнь у курсантов на учебном судне. Весь день расписан плановыми занятиями и работами. И все это в условиях непрерывно раскачивающейся под ногами палубы, обжигающего солнца, жар которого усиливается, отражаясь от морской поверхности, или поливаемые дождем. Перед глазами много дней, недель, а иногда и месяцев, только морская, плавно или бурно колышущаяся безбрежная синь океана, даль горизонта да свистящий ветер. И в каждую минуту – днем среди работ, ночью, когда видишь сладкие сны, или утром – может прозвучать трель общего парусного аврала… И курсанты бегут, чтобы сдирать в кровь еще не огрубелые руки о шкоты и фалы, поднимаются вверх в темноте и ветре на реи, держат из последних сил натянутый ветром канат. Потому что нет другого способа заставить идти парусник в нужном направлении, кроме как высвистывать эти авралы в любое время суток, как этого требует курс и ветер. Прибавьте к этому тесные кубрики на 12 человек, спартанские бытовые условия, хоть и сытную, но однообразную, простую еду, и современная казарма на твердой земле покажется вам прекрасным, роскошным санаторием. Через несколько дней такой жизни, учебы и работы на судне открывается картина далеко не романтическая, а трудная, суровая, подлинная. А такая жизнь не для всех и не для каждого, а для сильных, и крепких духом.

Дальневосточная регата учебных парусников откроется в городе Йосу (Республика Корея) «Парадом парусных судов», а 1 сентября будет дан старт первой гонки. Финишируют парусники во Владивостоке 8 сентября, где с 9 по 14 сентября будет проходить российский этап гонки.

Досье:

Фрегат «Надежда», именно так судно с полным парусным вооружением значится в морском регистре, унаследовал свое имя от легендарного шлюпа «Надежда», на борту которого российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского совершили первое в истории российского флота кругосветное плавание. Парусник стал пятым, "крайним" в серии современных парусных судов, построенной на Гданьской судоверфи по заказу СССР. За эти годы судно приняло участие во множестве масштабных морских научно-исследовательских экспедиций совместно с ведущими отечественными и зарубежными научными организациями, а также совершило два кругосветных плавания. Первую из своих кругосветок «Надежда» совершила в 2003 году в честь 200-летия кругосветного плавания под руководством Крузенштерна и Лисянского. Именно та, первая кругосветка русских моряков, стала важнейшим шагом на переходе России из многочисленной группы «морских» стран в статус великой океанской державы, вносящей уникальный вклад в развитие мировой морской науки и судоходства – океанологию, океанографию, гидрографию, гидрометеорологию, навигацию, картографию и т.д. Недаром, через 14 лет после завершения той кругосветки новая экспедиция русского флота под руководством участника первого похода «Надежды» Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева стала первооткрывателем Антарктиды.

Современный фрегат «Надежда» оснащен новейшими оборудованием дистанционного зондирования океана и вычислительной техникой, а наличие парусного вооружения делают судно особенно подходящим для проведения целого ряда специализированных исследований океанских просторов и глубин. Парусник используется в качестве базовой площадки Дальневосточного плавучего университета, главной целью которого является проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана и воздействия климатических изменений на морские экосистемы Дальневосточных морей. В 2003-2004 годах, во время кругосветного плавания, на борту фрегата проводились комплексные исследования атмосферного аэрозоля, биооптических параметров верхнего слоя океана, характеризующих состояние фитопланктонных сообществ, метеопараметров атмосферы, проводилось акустическое зондирование верхнего слоя океана. Проведены уникальные исследования процессов переноса атмосферного аэрозоля над Красным морем во время песчаных бурь в пустыне Сахара и на Аравийском полуострове.

В 2011 году фрегат в Японском море изучал воздействие катастрофы на японской АЭС «Фукусима» на окружающую среду в рамках научно-исследовательской экспедиции, организованной Русским географическим обществом с участием ученых и курсантов МГУ им.Невельского, научных сотрудников Дальневосточного и Сибирского отделений РАН, специалистов МЧС России. В 2012 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции по мониторингу атмосферы и океана, а также в испытаниях телеуправляемого подводного аппарата «МАКС-300».

Представляя интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и выполняя функции «визитной карточки» города Владивостока, парусник «Надежда», оператором которого выступает ФГУП "Росморпорт", постоянно посещает российские и иностранные морские порты, пропагандируя морскую культуру и морское образование России.

Учебный фрегат, на котором проходят практику курсанты морских образовательных учреждений Росморречфлота, традиционно принимает активное участие судна в международных парусных регатах, четыре из которых он выиграл, а также во многих крупных международных торжествах. Президент Владимир Путин, побывавший на борту судна, высоко оценил вклад «Надежды» в современную историю отечественного мореплавания и подготовку новых поколений моряков, вооруженных самыми современными знаниями, а также традициями профессионализма, мужества и взаимовыручки Русского флота


< Назад