• 18 ноября, 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Министерство транспорта Российской Федерации
Главная // / / /
31 августа 2009, 15:53

Тезисы доклада Руководителя Росморречфлота А.А. Давыденко «О совершенствовании системы поиска и спасания в Арктике»

Руководитель Росморречфлота выступил с докладом на тему «О совершенствовании системы поиска и спасания в Арктике» на международной научно-практической конференции "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике", которая проходила 19-20 августа в г. Анадырь. Мероприятие проводилось в рамках участия Российской Федерации в деятельности Арктического совета.

Уважаемые участники конференции! Арктика – важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств – России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай и Япония. Прежде всего, их привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так при использовании эталонного маршрута Роттердам – Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Прогнозируемые последствия глобального потепления климата и активизация пиратских нападений на суда, следующих южными маршрутами, повышают интерес судовладельцев к арктическим трассам. С развитием Северного морского пути Суэцкий и Панамский каналы могут получить серьезного конкурента «природного» происхождения, а государства, которые реализуют проекты трансконтинентальных перевозок по арктическим трассам - достаточно высокие экономические и политические дивиденды.
 
Дальнейшее освоение Арктики невозможно представить без развития транспортной инфраструктуры. В первую очередь – это восстановление Северного морского пути как инфраструктурного транспортного объекта с улучшением гидрографического, гидрометеорологического обеспечения и созданием базовых портов на всем протяжении Севморпути. Особую важность при освоении нефтегазовых месторождений приобретают вопросы безопасности мореплавания и обеспечения необходимого уровня аварийно-спасательной готовности. Организацию и координацию поисково-спасательных операций осуществляют:
- в западном районе Арктики – Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) в портах Мурманск и Архангельск; - в восточном районе Арктики – МСКЦ в портах Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Граница между западным и восточным районами Арктики проходит по устью реки Лена (125 градусов восточной долготы). В целях обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ в Арктике в зоне ответственности Российской Федерации Росморречфлотом организовано несение аварийно-спасательной готовности силами и средствами: - в западном районе Арктики – силами и средствами ФГУП «Мурманское БАСУ» с филиалом в Архангельске; - в восточном районе Арктики – силами и средствами ФГУП «Дальневосточное БАСУ», ФГУП «Сахалинское БАСУ» и филиала в Петропавловске-Камчатском. При этом МСКЦ и МСПЦ, являясь структурными подразделениями Администраций морских портов, оперативно подчинены Государственному морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ «Госморспасслужба России». ГМСКЦ является ответственным за организацию выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 1979 года по координации надлежащего поиска и спасания людей, терпящих бедствие в поисково-спасательных районах Российской Федерации, в т.ч. и в Арктике.

  Учитывая, что поисково-спасательные операции в Арктике в ледовых условиях в основном обеспечиваются с помощью ледоколов, спасательно-координационные центры взаимодействуют со Штабами морских операций, входящими в состав ледокольных служб ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство», и непосредственно с капитанами ледоколов. Штабы морских операций образованы в соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути. В оперативном управлении Штабов морских операций находятся атомные и линейные дизельные ледоколы.

  Следует отметить, что в августе 2008 года была завершена работа по формированию атомного ледокольно-технологического комплекса ФГУП «Атомфлот» в структуре Госкорпорации «Росатом». Между Госкорпорацией «Росатом» и Росморречфлотом заключено соглашение о взаимодействии по организации и обеспечению проводки судов на трассах Северного морского пути и в замерзающие порты Российской Федерации.

  Таким образом, Штабы морских операций участвуют в организации оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие в западном и восточном районах Арктики.

  Штаб морских операций запада осуществляет свои функции круглогодично. В восточном районе Арктики Штаб морских операций осуществляет свои функции только в период летней навигации (июнь – октябрь), в остальное время судоходство в этом районе не осуществляется.

  Схема расстановки ледокольного атомного и дизельного флота в Арктике показана на слайде. Применение воздушных судов при проведении поисково-спасательных операций в Арктике является наиболее эффективным средством и осуществляется на основе требований Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года, Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 834 «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации», «Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» (зарегистрировано Минюстом России) и бассейновых планов поиска и спасания людей на море. Поисково-спасательные самолеты и вертолеты МЧС России, Минобороны России, ФСБ России и Росавиации привлекаются морскими спасательными координационными центрами к поисково-спасательным операциям в Арктике во взаимодействии с Главным авиационным координационным центром поиска и спасания (ГАКЦПС) единой системы авиационно-космического поиска и спасания (ЕС АКПС) Росаэронавигации на основе конвенционных требований.

  Продолжается международное сотрудничество со спасательными службами иностранных государств Арктического региона, которое осуществляется в соответствии с положениями Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами по сотрудничеству при поиске и спасании людей на море, в том числе: - Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море от 4 октября 1995 года; - Меморандумом о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в поиске и спасании, а также предупреждении о серьезных инцидентах от 29 сентября 2000 года; - Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по поиску и спасанию на море от 31 мая 1988 года; - Руководством по сотрудничеству при проведении морского поиска и спасания между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки от 1 марта 1990 года. На основе двухсторонних соглашений морские спасательные координационные центры уполномочены запрашивать у Норвегии и США помощь, включая суда, воздушные суда, персонал и снабжение, которые необходимы для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море. Ежегодно проводятся российско-норвежские учения по поиску и спасанию людей – «Баренц». Совершенствование системы поиска и спасания, в том числе в Арктике, осуществляется Росморречфлотом в рамках реализации ряда скоординированных между собой федеральных целевых программ, включающих: • ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», с 1 января 2010 года ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»; • ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы»; • ФЦП «Мировой океан», подпрограмма «Освоение и использование Арктики»; • ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»; • ФЦП «Глобальная навигационная система». В рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)» за период 2002-2009 годов введено в эксплуатацию три ледокола, в том числе: атомный ледокол «50 лет Победы», завершивший серию атомных ледоколов типа «Арктика», а также два дизель-электрических ледокола нового поколения «Москва» и «Санкт-Петербург» мощностью по 16 МВт каждый.

В 2008 – 2009 годах ведутся работы по проектированию аварийно-спасательных судов нового поколения общим количеством 37 единиц, из них 15 единиц - многофункциональные аварийно-спасательные суда, буксиры-спасатели, спасательные катера-бонопостановщики, морские водолазные суда, которые могут быть использованы для поиска и спасания в Арктике. Со второй половины 2009 года начинается строительство головных специализированных спасательных судов и катеров по разработанным в 2008-2009 годах техническим проектам. Продолжение строительства серии указанных типов аварийно-спасательных судов и катеров, их ввод в состав БАСУ на замену стареющему флоту будет осуществляться в течение 2010-2015 годов в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015)».

  С 2010 года начнется строительство универсального атомного двухосадочного ледокола нового поколения мощностью на валах около 60 МВт (ЛК-60Я). С целью оптимизации расходов на строительство и содержание флота атомный ледокол нового поколения (ЛК-60Я) будет многофункциональным, способным выполнять как свойственные ледоколам задачи по осуществлению ледокольных проводок, так и выполнять работы по обеспечению аварийно-спасательных операций и использоваться при ликвидации аварийных разливов нефти. Возможности ледокола позволят осуществлять проводку караванов судов на всем протяжении Севморпути в традицион¬ные сроки арктической навигации и круглогодично в западном районе Арктики. Ледопроходимость ледокола составит 2,8 - 2,9 м. Расчеты, произведенные специалистами КБ «Айсберг» и ЗАО «ЦНИИМФ», показали, что для обеспечения перевозок в Карском море вместо пяти традиционных ледоколов достаточно трёх двухосадочных ледоколов, что дает значительный экономический эффект.

  Строительство дизель-электрического ледокола нового поколения мощностью 25 МВт (ЛК-25Д) начинается в текущем году. Ожидаемый срок строительства на отечественных предприятиях - 3 года, всего до 2015 года будет построено 3 таких ледокола. На борту ледокола предусмотрена возможность работы научных экспедиций в Арктике и Антарктике численностью до 90 человек. Ледокол сможет обеспечить проведение поисковых и аварийно-спасательных операций с использованием имеющегося на борту аварийно-спасательного имущества, тяжелого грузового крана грузоподъемностью 200 тонн, малогабаритного подводного телеуправляемого аппарата, водолазного комплекса и барокамеры, пневматических бонов, скиммеров для сбора нефтепродуктов с поверхности моря и т.д. На борту ледокола предусмотрено базирование 2-х тяжелых вертолетов типа Ми-8 или Ка-32. На ледоколе предусмотрено мощное противопожарное оборудование, предназначенное для тушения пожаров на судах, в том числе на танкерах и нефтедобывающих платформах. В целях совершенствования системы поиска и спасания в Арктике, в рамках подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство и реконструкция объектов инфраструктуры берегового базирования, включающих административно-бытовые комплексы, причальные сооружения, складские помещения для хранения оборудования. Всего на сумму 1 млрд. 198 млн. рублей. В Росморречфлоте создан и действует Ситуационный центр по контролю за оперативной обстановкой и нахождением судов в мировом океане и на внутренних водных путях Российской Федерации. Реализация мероприятий, заложенных в федеральных целевых программах, позволит оснастить аварийно-спасательные формирования Росморречфлота современными техническими средствами и обеспечить осуществление ими своих функций в зоне ответственности Российской Федерации на более высоком техническом и профессиональном уровне. В заключении необходимо отметить, что работа по совершенствованию системы поиска и спасания в Арктике невозможна без должной координации между ведомствами и местными органами власти. В соответствии с «Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» и постановлением Правительства Российской Федерации «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации» морские аварийно-спасательные формирования Минтранса России осуществляют координацию с МЧС России и его подразделениями при организации поисково-спасательных операций, ликвидации аварийных разливов нефти, проведении совместных учений, в том числе международных. Так, в сентябре 2009 года в Баренцевом море планируется проведение международного учения «Баренц-Рескью 2009». Совместно с МЧС России продолжается работа по разработке нормативных актов по требованиям к оснащению морских аварийно-спасательных формирований специализированными судами, катерами и оборудованием ЛРН, что находит свое отражение в проектах строительства новых аварийно-спасательных судов, создании и приобретении глубоководной техники и спасательного оборудования. Считаю, что сотрудничество всех ведомств в области поиска и спасания на море, и особенно в Арктике, необходимо развивать и дальше по следующим основным направлениям: • организация совместных поисково-спасательных операций; • проведение регулярных совместных учений на море по спасанию людей, технических средств и по ликвидации разливов нефти; • создание современных аварийно-спасательных судов, спасательного и глубоководного оборудования; • развитие водолазного дела в Российской Федерации, включая подготовку водолазных специалистов, организацию глубоководных спусков и подъема затонувших объектов, медицинское обеспечение; • совершенствование координации взаимодействия и обмена информацией в целях своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации. Такой подход обеспечит эффективность проводимых операций и позволит с наименьшими затратами достичь максимального результата.

Скачать презентацию.

 


< Назад