Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / / /
29 января 2010, 14:17

Доклад Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко на расширенном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта Об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2007 году

Уважаемый Игорь Евгеньевич!

Уважаемый Александр Сергеевич!

Уважаемые члены Совета!

Сегодня мы подводим итоги работы Федерального агентства морского и речного транспорта за 2007 год.

В целом 2007 год прошел позитивно для морского и речного транспорта, для работы Агентства. Президент, Правительство Российской Федерации не раз уделяли внимание вопросам развития морского и речного транспорта. В послании Президента Федеральному Собранию была подчёркнута важность устранения ограничений инфраструктурного характера в социально-экономическом развитии страны, в том числе в сфере морских портов и внутренних водных путей.

Ряд прямых поручений по развитию морских портов был дан и по результатам заседаний президиума Госсовета, которые прошли в мае 2007 года в Мурманске на борту атомного ледокола «50 лет Победы» и в ноябре 2007 года в Красноярске.

Деятельность Агентства за истекший период была сконцентрирована на решении задач, поставленных Президентом, Правительством России, Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации.

Для выполнения задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года, Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в части морского и внутреннего водного транспорта определены следующие приоритетные цели, которые представлены на слайде.

Прошедший год был значимым в плане создания условий интенсивного развития транспортной системы, в первую очередь, в законодательном плане.

Вступившие в силу в конце года законы «О морских портах в Российской Федерации» и «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создали основу формирования современной инфраструктуры и развития морского транспорта, реализации инновационной модели экономического роста. Инновация означает нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.

В целом в прошедшем году ситуация на основных товарных и фрахтовых рынках оставалась позитивной и способствовала устойчивой работе российского торгового флота и морских портов страны, поддерживала стабильное развитие всего морского транспортного комплекса.

В таких условиях в мире сохраняется большой спрос на строительство новых судов. Многие судовладельцы, включая крупные российские судоходные компании, продолжили выполнение обширных программ развития и модернизации флота. В 2007 году за счет собственных средств судовладельцев и привлеченных судоходными компаниями кредитов построено 16 новых судов транспортного флота общим дедвейтом около 1,3 млн.тонн.

Необходимо отметить, что среди вновь построенных судов есть уникальные суда для перевозки сжиженного газа: газовоз «Томск» на 35 тыс. куб. метров и газовоз «Гранд Елена» на 145,7 тыс. куб. метров, крупнотоннажный танкер типа «Балтмакс» дедвейтом 162,0 тыс. тонн.

В 2008 году запланированы поставки ещё 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 1,6 млн.тонн.

В целом в состав транспортного флота по состоянию на начало года входит 1471 судов общим дедвейтом более 16 млн. тонн, что позволяет России удерживать 13-е место в списке ведущих стран по общему дедвейту транспортного флота.

Объём перевозок грузов национальным и контролируемым флотом увеличился на 2,2 % и составил 27 млн.тонн. При этом основную долю перевозок - 20 млн.тонн. - составляют перевозки в загранплавании, объём которых в 2007 году увеличился на 5 %. Перевозки в каботаже уменьшились на 5 % и составили 7 млн.тонн.

Необходимо отметить, что проблемно, сложно идёт реализация закона «О Российском международном реестре судов». На сегодняшний день в Реестре зарегистрировано всего около 200 судов суммарным тоннажем около 800 тыс.тонн, что говорит о несовершенстве механизмов привлечения судовладельцев под российскую юрисдикцию.

На начальном этапе функционирования Реестра в нем, в основном, регистрировались суда смешанного «река-море» плавания. В 2007 году наметилась тенденция регистрации в нем крупнотоннажных морских судов.

В частности, в Российском международном реестре зарегистрировали свои первые суда Новороссийское морское пароходство, Мурманское морское пароходство и ОАО «Совкомфлот».

Нам необходимо продолжать работу по созданию условий, способствующих привлечению судов под российский флаг и закреплению за национальным флотом не менее 50 % российской грузовой базы.

Объём перевалки грузов в морских портах увеличился по сравнению с 2006 годом на 7 % и составил 451 млн.тонн. Если в 2006 году рост объёмов грузопереработки был обеспечен в основном приростом доли наливных грузов, то в прошедшем году значительный прирост объёмов переработки произошел по таким грузам как: зерно (+33 %), руда (+22 %), грузы в контейнерах (+18 %) и уголь (+ 14 %).

На приведённом слайде представлено распределение грузов по номенклатуре, бассейнам и видам перевозок, и видно, что доминирующее положение занимает экспортное направление, а объём перевозок транзитных грузов вырос незначительно.

С момента начала реализации подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» доля портов сопредельных стран в общем объёме перевалки российских грузов сократилась с 27 % до 21 % в настоящее время, а по сравнению с 1992 годом - более чем в 2 раза (1992 год – 50,7 %).

Подчеркну, что основной проблемой ухода грузов является отсутствие достаточных перевалочных мощностей в российских морских портах. Решение этого вопроса предусмотрено в новой Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» на период с 2010 по 2015 годы с созданием не менее 15 % резервных мощностей.

В 2008 году планируется переработать около 480 млн.тонн грузов, а при условии сохранения темпов роста внешнеторгового оборота и благоприятной ценовой конъюнктуре на энергоносители (углеводороды) объём перевалки грузов в морских портах России к 2015 году прогнозируется на уровне 510 млн.тонн.

Ещё одна серьёзная проблема – организационная – неудовлетворительная работа пунктов пропуска. Надеемся, что создание в 2007 году Агентства по обустройству государственной границы резко ускорит решение этого вопроса.

Одной из задач, определенных Транспортной стратегией, является повышение использования транзитного потенциала России и развитие международных транспортных коридоров. Президентом Российской Федерации поставлена задача повышения пропускной способности в том числе внутренних водных путей, которые играют существенную роль в использовании географических преимуществ России.

Сеть внутренних водных путей Российской Федерации – одна из самых протяженных в мире и составляет 101,6 тыс. км., что обеспечивает транспортное обслуживание 68 субъектов Российской Федерации.

За последние несколько лет произошло значительное увеличение объёмов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. В 2007 году перевезено более 152 млн.тонн грузов, что более чем на 9,5 % превышает показатель прошлого года. Перевозки пассажиров составили свыше 21 млн.человек, что на 9,2 % выше уровня прошлого года. Почти на 18 % увеличился объём перевалки грузов в речных портах.

Рост объёмов произошел за счёт работы перевозчиков во внутреннем сообщении и увеличения доли перевозок внутренним водным транспортом при освоении месторождений и строительстве трубопроводов. При этом необходимо отметить, что темпы обновления речного флота существенно отстают от темпов его выбытия. А это значит, что речниками были задействованы все имеющиеся резервы использования флота внутреннего водного транспорта.

В таких условиях необходимо предпринять все меры по стимулированию пополнения речного флота современными судами, отвечающими требованиям рынка. Необходимо объединить усилия судоходных компаний по строительству флота с учётом мер государственной поддержки, в том числе по размещению заказов в «Объединённой судостроительной корпорации».

Но основной проблемой на внутренних водных путях считаю состояние судоходных гидротехнических сооружений. Мы обязаны до 2010 года перевести их в безопасное состояние, а в период с 2010 по 2015 годы провести полную модернизацию.

Положительная динамика роста основных натуральных показателей работы отрасли во многом обусловлена результатами реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

В целом по Подпрограмме «Морской транспорт» объем финансирования в 2007 году составил более 51,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 6,3, за счет внебюджетных источников – более 45 млрд. рублей. Таким образом, на каждый рубль, затраченный государством, в отрасль привлекается более 7 рублей частных инвестиций.

В 2007 году введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы мощностью 8,8 млн. тонн в портах Приморск, Мурманск, Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Санкт-Петербург, Калининград, Махачкала, Восточный. В порту Оля введен в эксплуатацию Судовой рейд, разработаны проекты строительства причалов.

Открыто железнодорожно-паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск, предназначенное, прежде всего, для обеспечения надёжности транспортной связи России с Калининградской областью, а также паромное сообщение Балтийск – Мукран (Германия).

По ряду запланированных подпрограммой объектов к вводу в 2007 году, сдача в эксплуатацию перенесена инвесторами на 2008 год, в том числе строительство угольного комплекса в бухте Мучка, перегрузочных комплексов сжиженного углеводородного газа и сырой нефти в порту Корсаков.

Это связано, в первую очередь, с вопросами безопасности мореплавания.

В рамках подпрограммы «Морской транспорт» в марте прошлого года ледокол «50 лет Победы» принят Государственным заказчиком и передан в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство».

Объем финансирования по подпрограмме «Внутренние водные пути» на 2007 год за счет средств федерального бюджета составил 2,6 млрд. рублей, что позволило произвести реконструкцию 30 объектов и разработать проектно-сметной документацию по 17 объектам.

С целью устранения инфраструктурных ограничений и увеличения пропускной способности Единой глубоководной системы Европейской части России разработаны проекты по развитию Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути.

Первым шагом на пути комплексной реконструкции Волго-Дона является завершение в 2007 году комплекса работ по строительству II нитки Кочетовского шлюза.

Кроме Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» Росморречфлот принимает участие в реализации мероприятий ещё ряда федеральных целевых программ, перечень которых представлен на слайде.

В соответствии с поручением Президента России продолжением программы «Модернизация транспортной системы» с 2010 года должна стать новая Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы» на период с 2010 по 2015 годы.

В течение 2007 года Росморречфлотом совместно с Министерством транспорта велась активная работа по формированию её проекта с учётом основных положений Послания Президента РФ и ряда поручений Президента и Правительства РФ.

Новой подпрограммой «Морской транспорт» предусматривается приоритетное развитие инфраструктуры в портах Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Новороссийск, Тамань, Оля, Восточный. При этом за государством закреплено формирование базовой инфраструктуры, а развитие рынка услуг, его диверсификация, остаётся за бизнес-сообществом.

Кроме того, Государством планируется обеспечение Госморспасслужбы и других подразделений Росморречфлота современными судами и оборудованием по несению аварийно-спасательной и ЛАРН-готовности на море.

По проекту подпрограммы «Внутренний водный транспорт» предусматривается не только комплексная реконструкция инфраструктуры внутренних водных путей и увеличение их пропускной способности, но и строительство судов транспортного и обеспечивающего флота, реконструкция речных портов, модернизация систем связи.

Выше всех приоритетов мы ставим вопросы безопасности, в том числе вопросы транспортной безопасности, охраны объектов морского и речного транспорта и экологической безопасности.

В целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах Росморречфлотом создан Экспертный совет капитанов морских портов Российской Федерации.

Кроме того, у нас создан Информационно-координационный центр государственного портового контроля, который отслеживает изменения в международном морском законодательстве и своевременно информирует об этом службы капитанов портов, вырабатывает рекомендации.

Считаю особо важным подчеркнуть необходимость повышения ответственности судовладельцев в вопросах обеспечения безопасности судоходства.

Агентством ведутся работы по созданию и развитию региональных информационных центров и узлов отраслевой системы мониторинга. Так, в 2007 году продолжилась опытная эксплуатация Региональной системы управления движением судов залива Петра Великого и Региональной СУДС Финского залива, начато создание Региональной СУДС Кольского залива, ведется реконструкция ряда портовых СУДС, в том числе Керченского пролива, проектируется создание новых СУДС на всех бассейнах, в том числе на внутренних водных путях.

Специалисты Агентства и подведомственных предприятий работают в международных комиссиях и рабочих группах по проектам Автоматизированной идентификационной системы «ХЕЛКОМ», системы судовых сообщений Балтийского и Баренцевого морей. Российская Федерация в лице Минтранса России предлагает создать подобные системы на Черном море в рамках Черноморского Экономического Сотрудничества.

Продолжается совершенствование российского сегмента Международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.

С февраля 2006 года ведется опытная эксплуатация береговой наземной станции международной спутниковой системы связи ИНМАРСАТ стандарта «С» в г. Находка.

Кроме того, в прошедшем году проведена модернизация Международного координационно-вычислительного центра системы в Москве.

Особое внимание уделяется развитию Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). В 2007 году состояние ГМССБ было рассмотрено на Правительственной комиссии по федеральной связи, приняты соответствующие конкретные решения в отношении дальнейшего развития и функционирования ГМССБ в Российской Федерации.

Вопросы безопасности приобретают всё большую актуальность и в связи с ростом объёмов перевозок по трассам Севморпути для освоения шельфовых и материковых месторождений, таких как Варандей, Штокман. Нами разработаны предложения по выделению Северного морского пути в отдельный инфраструктурный объект, обеспечивающий приоритетные задачи развития транзитного потенциала России, с соответствующей финансовой поддержкой государства.

В преддверии вступления России во Всемирную Торговую Организацию назрела необходимость создания интегрированной речной информационной системы на основе международных стандартов, позволяющих обеспечить совместимость морской и речной составляющих.

В этом направлении работает и Евросоюз, который уже предпринял ряд конкретных шагов по созданию единой речной информационной системы в бассейнах рек Дунай и Рейн.

В перспективе речная информационная система станет не только инструментом диспетчерского регулирования, но и мощным аналитическим средством, способствующим повышению безопасности судоходства, увеличению пропускной способности и эффективности использования внутренних водных путей.

Важнейшим элементом информационной системы в России призвана стать система спутникового местоопределения Глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС».

Я хочу отметить, что все морские суда и суда смешанного река-море плавания Российской Федерации оборудованы современной аппаратурой ГЛОНАСС – Джи-Пи-Эс и уже много лет эффективно используют возможности этих систем для обеспечения безопасности судоходства.

Отдельно хочу остановиться на Законе о морских портах в Российской Федерации. Законом предусматривается ряд принципиальных нововведений, которые отражены на слайде.

Росморречфлотом проведены работы по определению границ всех портов, но Законом устанавливается, что в границы портов могут быть включены только оформленные участки земли, т.е. имеющие кадастровые номера. Совместно с Минтрансом России мы проводим ревизию и оформление участков, подлежащих включению в границы портов. Эта работа, по оценке экспертов, займёт не менее 2-х месяцев.

В Законе закреплено положение о том, что капитан морского порта возглавляет Администрацию морского порта и определены квалификационные требования к нему. Мы сознательно пошли на это, чтобы уменьшить количество управленцев в порту и повысить их квалификацию.

Для выполнения данного положения Агентство проводит отбор кандидатов и назначение их на должности капитанов морских портов. Приводятся в соответствие с требованиями Закона Уставы и штатные расписания Администраций морских портов.

Законом исключено деление морских портов на торговые, рыбные и специализированные. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 г. № 773 Росморречфлотом введены в Администрациях морских портов, имеющих акваторию, смежную с акваториями рыбных портов, должности заместителя капитана по осуществлению государственного портового контроля в отношении судов рыбопромыслового флота.

Особое внимание привлекают портовые сборы, поэтому позвольте подробнее остановиться на Новых ставках портовых сборов. Перечень сборов и правилах их применения введены в действие с января этого года приказами Министерства транспорта и Федеральной службой по тарифам.

Напомню, что Ставки сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации не пересматривались с 1995 года (!). Вместе с тем, за прошедшие 12 лет изменились экономические условия функционирования морского транспорта, произошли существенные структурные преобразования.

В 2007 году Администрациями морских портов и ФГУП «Росморпорт» было собрано 8,8 млрд.руб. портовых сборов, а объём грузопереработки составил 451 млн.тонн, т.е. в расчёте на 1 тонну груза в среднем взыскано 19,5 рублей портовых сборов.

В 2006 году эта цифра составляла 20,6 рубля, а в 2008-м планируется 22 рубля. Для сравнения, в портах Китая в среднем приходится 1 доллар и 10 центов, или 26,5 рублей на тонну перерабатываемого груза.

Новые ставки и правила их применения предусматривают ряд принципиальных нововведений, основные из которых представлены на слайде.

Система портовых сборов базируется на принципе экономической обоснованности и направлена на обеспечение конкурентоспособности российских портов.

В выступлении Президента России на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля этого года была поставлена задача формирования конкретных мер по реализации Стратегии развития России до 2020 года, обратив особое внимание на обеспечение перехода экономики на инновационную модель развития, повышение её эффективности и стимулирование инвестиций в развитие человеческого капитала.

В этой связи хочу подчеркнуть, что какие бы задачи развития отрасли мы бы ни ставили перед собой, главным звеном в любой системе, а особенно на транспорте, являются люди или специалисты отрасли. До сих пор в вопросах безопасности более 70 % аварийных случаев происходит по причине так называемого человеческого фактора.

Поэтому необходимо продолжить совершенствование системы отраслевого образования в наших 7-ми общеобразовательных комплексах, где обучается 37 тыс.человек по более чем 30-ти специальностям.

Обеспечение отрасли научными кадрами, проведение научных исследований, в том числе в области «нанотехнологий», – сегодня ключевая задача ВУЗов. Нанотехнология – это технология производства микроэлектронных устройств и их компонентов, связанная с созданием, обработкой и манипуляцией частицами, размеры которых находятся в пределах от 1 до 100 нанометров (1 нанометр = 10-3 микрометра = 10-9 метра.).

С целью обеспечения перспективного развития образовательного процесса в отрасли необходимо проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы учебных заведений, а также принятие особых мер государственной поддержки ВУЗов, активно внедряющих инновационные образовательные программы и современные технологии.

Считаю необходимым дополнительно обсудить этот вопрос в рамках Совета по образованию, заседание которого запланировано нами на завтра.

Таким образом, актуальными направлениями в 2008 году являются продолжение работы по реализации Закона о морских портах, формирование проекта новой федеральной целевой программы развития транспортной системы, в том числе с учётом проведения в 2012 году форума АТЭС во Владивостоке и Олимпиады 2014 года в Сочи, создание свободных экономических зон портового типа, логистических центров и портов-хабов, комплексное развитие внутренних водных путей, создание условий строительства нового транспортного и вспомогательного флота.

Это непосредственно способствует реализации 5 стратегических целей транспортной отрасли, определенных Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года и Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020, которые приведены на слайде.

Хочу также отметить положительную практику сотрудничества Агентства с бизнес-сообществом и общественными организациями, в том числе Ассоциацией морских торговых портов, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Союзом Российских Судовладельцев.

Представители морской и речной общественности всегда участвуют в работе Совета Агентства. В 2007 году проведено 6 заседаний Совета Агентства, на которых были рассмотрены ключевые вопросы практически по всем направлениям деятельности.

Возвращаясь к вопросу, что главное звено в любой системе – человек, хочу отметить, что 15 июня 2007 года вышел Указ Президента России «О проведении в Российской Федерации в 2008 году Года семьи».

Среди моряков и речников есть немало династий, людей которые целыми поколениями посвящают себя служению и на флоте, и на берегу. Всем известны династия потомственных моряков и исследователей Бутаковых, последователи русского моряка Адмирала Сенявина, династия капитанов – семья Амбросовых. В речных пароходствах воспитано не одно поколение высококвалифицированных управленческих кадров, судоводителей, технических специалистов. Имена Зосимы Шашкова, Константина Короткова, Леонида Пушкарева, Владимира Кириллова, Андрея Белодворцева вписаны в историю речного судоходства России.

Немало династий и среди работников гидротехнических специальностей, благодаря умению и профессионализму которых круглосуточно обеспечивается надёжность работы каналов и шлюзов. Так, например, работе на Беломорско-Онежском канале посвятили свою жизнь отец и сын Волковы.

Этот перечень может быть продолжен сотнями имён.

С гордостью хочу отметить, что 15 февраля мы отпраздновали 90-летие Тимофея Борисовича Гуженко – Министра морского флота СССР. Приятно, что такие люди до сих пор передают свой бесценный опыт последующим поколениям.

Уважаемые коллеги, в 2007 году были заложены основы развития морского и внутреннего водного транспорта опережающими темпами на долгосрочный период в целях обеспечения потребностей экономики в перевозках грузов и пассажиров.

Росморречфлоту совместно с Минтрансом России и в сотрудничестве с организациями и предприятиями отрасли, а также общественными организациями удалось решить ряд концептуальных вопросов, что позволяет в целом оценить работу Агентства в 2007 году положительно.

В отрасли работают крепкие и выносливые люди, что объективно вселяет надежду на успешное решение существующих проблем, выполнение поставленных задач, достижение намеченных целей.

Благодарю за внимание.

 

Слайды к докладу


< Назад