Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / / /
29 января 2010, 14:26

ДОКЛАД Заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Исаевой на расширенном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта Об открытии навигации 2008 года

Уважаемые Игорь Евгеньевич,

Александр Сергеевич,

Александр Александрович!

Уважаемые члены совета, коллеги!

Распоряжением Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко от 14 февраля 2008 года категории средств навигационного оборудования, сроков его действия, гарантированные габариты судовых ходов и фиксированные сроки работы основных шлюзов установлены на навигации 2008-2010 годов исходя из основных направлений и поставленных конкретных задач на 2008 год и ближайшую перспективу.

Основой для разработки новой Программы содержания внутренних водных путей послужили социально-экономические обоснования по установлению категорий внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, направленные в адрес Росморречфлота.

Увеличение протяженности участков путей с гарантированными габаритами судовых ходов представлено на слайде и установлено по:

·         Архангельской области - 397 км: реки Онега, Вага и Кулой

·         Калининградской области35 км - р. Дейма

·         Томской области – 403 км: реки Кеть и Чулым

·         Алтайскому краю - 397 км: реки Бия и Катунь

·         Ханты-Мансийскому автономному округу – 215 км: реки Горная Обь и Казым

·         Красноярскому краю на 2013 км: реки Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска

·         Республике Бурятия – 154 км по р. Селенга

·         Хабаровскому краю - 596 км: реки Кур, Тунгуска и Амгунь

·         Амурской области - 650 км по р. Зея.

В целом на 2008 г. общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составит 48 тысяч 112 км, что на 4 тысячи 493 км больше уровня 2007 г.

Как показывают расчеты, дальнейшее увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов при существующем грузо, пассажиро и судо потоке экономически не целесообразно.

Дальнейшие действия Росморречфлота будут направлены в основном на улучшение габаритов пути.

С целью увеличения протяженности внутренних водных путей с круглосуточным режимом судоходства протяженность участков с освещаемой и светоотражающей навигационной обстановкой увеличена на 4 тысячи 476 км (т.е. +13% к уровню 2007 г.). Таким образом, из 101,6 тыс. км внутренних водных путей России круглосуточный режим будет обеспечен на 38 тысячах 675 км (т.е. на 38%). Особенно положительно это скажется на участках, где осуществляется доставка грузов в районы Крайнего Севера в условиях ограниченной продолжительности навигации.

Средствами навигационной обстановки будет обставлено 77 тысяч 716 км внутренних водных путей или 76,5% от общей протяженности.

Данные меры позволят увеличить использование внутренних водных путей на 6%.

Серьезным сдерживающим фактором развития перевозок грузов и пассажиров в европейской части России все еще остается ограничение судоходства на Волго-Балтийском водном пути от верхнего бьефа шлюза № 6 до Курдюка и от устья р. Вытегры до шлюза № 1, где фактические глубины меньше установленных на Единой глубоководной системе европейской части России.

На этих участках предусмотрено проводить ежегодные восстановительные дноуглубительные работы. Выполненные в 2007 году дноуглубительные работы позволили обеспечить проход судов с осадкой 3,6 м. В 2008 году по проекту «Капитальный ремонт судоходных трасс водораздельного канала» на эти работы планируется выделить 144 млн. 600 тыс. рублей, физический объем будет аналогичен 2007 году и составит 320,6 тыс. м3.

Теперь об установлении сроков и режима работы основных судоходных гидротехнических сооружений.

Основанием для определения начала и окончания сроков работы шлюзов служат средние многолетние данные о фактических сроках очищения ото льда и начала льдообразования на внутренних водных путях с учетом проведения капитальных и восстановительных работ на СГТС.

Разворот навигации 2008 года на Единой глубоководной системе будет происходить в следующем порядке:

Открытие летней навигации с 30 марта начнется на участке Ростов-на-Дону – Кочетовский гидроузел (судопропуск с 1 апреля).

Со 2 по 4 апреля вводятся в эксплуатацию участки от Кочетовского гидроузла до р. Волга и от Саратова – до Ахтубинска и до н.п. Стрелецкое.

с 7 апреля навигационная обстановка будет выставлена на участках Саратов – Федоровский створ, судопропуск через Балаковский гидроузел начнется с 10 апреля.

с 15 апреля на Федоровском шлюзе р. Кубань

с 24 по 26 апреля сквозное судоходство начнется на участках Рыбинск – Самара на р. Волга, Рыбинск-Москва на канале имени Москвы, шлюзах Московорецкой системы и на р. Ока (шлюзы Белоомут и Кузьминск), а также Чайковский и Нижне-Камский гидроузлы на р. Кама;

с 30 апреля шлюзование судов планируется на Волго-Балтийском водном пути;

с 5 мая начнет работать Пермский шлюз;

с 10 мая – Северо-Двинская шлюзованная система и

с 20 мая – Беломорканал.

Новосибирский шлюз начнет судопропуск 20 мая.

Для обеспечения намеченных сроков открытия навигации необходимо закончить капитальный ремонт и реконструкцию:

·         аварийно-ремонтных ворот № 104 на канале имени Москвы;

·         нижних ремонтных ворот на шлюзах № 4 и 10 Волго-Донского судоходного канала;

·         двухстворчатых основных ворот на шлюзах № 3 и 5 Волго-Балтийского водного пути и завершить работы на ряде других объектов.

Позвольте обратить ваше внимание на сложную гидрологическую и водохозяйственную обстановку в бассейне Волжско-Камского каскада при вероятной низкой водности в 2008 году, а также возможного введения жестких ограничений на водопользование в летний период.

По данным Центра регистра и кадастра Федерального агентства водных ресурсов, представленным на заседании Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада 17 января 2008 г., с 2001 по 2014 годы на Волжско-Камском каскаде наблюдается и прогнозируется фаза маловодья с резким уменьшением приточности воды с 2013 года.

Изменившаяся в первом квартале 2008г. обстановка по снегозапасам и прогноз (на 14 февраля) притока воды в водохранилища Волжского-Камского каскада показывает что:

заполнение Рыбинского водохранилища будет 90% нормы, при этом уровень воды возможен на 0,5-1,0 м ниже нормального проектного уровня;

по другим водохранилищам заполнение составит на уровне или выше нормы.

Однако при положительных температурах воздуха в течение длительного периода до паводка может произойти, как это было весной 2007г., интенсивное снеготаяние. И принимая во внимание, что к этому времени земля еще останется промерзшей, вся вода поступит в водоемы, что потребует увеличение сброса воды из каскада водохранилищ.

В этом случае возможно следующее развитие ситуации:

·         уменьшение возможного времени прохождения крупнотоннажных судов через Городецкий гидроузел в ограниченный период повышенных сбросов из Горьковского водохранилища;

·         ограниченность использования полной грузоподъемности судов и обеспечение глубин на подходах к причалам при низких уровнях Куйбышевского и, возможно, Нижнекамского водохранилищ;

·         ограниченность использования полной грузоподъемности судов при вынужденном снижении гарантированных глубин до 330 см на участке Волгоград-Астрахань в условиях низких меженных сбросов из Волгоградского водохранилища (4300 – 4500 куб.м/сек).

Текущее финансирование из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений не предусматривает покрытие затрат на компенсационные путевые работы в связи с возможной низкой водностью.

Кроме того, проведение дополнительных дноуглубительных работ в короткий начальный период навигации технологически невозможно, на некоторых участках это приведет к уменьшению параметров судовых ходов из-за дополнительной посадки уровней воды.

Хочу вас заверить, что не смотря на существующие объективные трудности, Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства и ФГУП «Канал имени Москвы» имеют достаточно сил и средств начать навигацию 2008 года в предусмотренные сроки. Тем не менее, успешный разворот навигации зависит от скоординированной работы всех участников транспортного процесса.

Немаловажным является подготовка кадрового состава с целью снижения влияния человеческого фактора при транспортных происшествиях, особенно в начальный период навигации.

В заключение позвольте остановиться на предпринимаемых Росморречфлотом мерах по увеличению использования внутреннего водного транспорта для перевозок грузов и пассажиров, а также повышению безопасности плавания и оптимизации расходов на содержание внутренних водных путей.

Исходя из поставленных целей, с навигации 2008 года вводится единая система отраслевого информационного мониторинга грузо, пассажиро и судопотоков на внутренних водных путях на основе диспетчерского регулирования движения судов в границах бассейнов. Для реализации поставленной задачи подготовлен и проходит процедуру согласования проект распоряжения Росморречфлота.

Техническим органом единой системы отраслевого информационного мониторинга в соответствии с Соглашением о взаимодействии по организации информационного обеспечения при перевозках морским и внутренним водным транспортом определено ЗАО «Морцентр-ТЭК».

Ежемесячный информационный мониторинг по распределению грузо и пассажиро потоков, напряженности перевозок и интенсивности использования внутренних водных путей будет осуществлять Управление внутреннего водного транспорта.

Результаты мониторинга будут служить основой для установления категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы на последующий год, а также по прогнозированию развития грузо и пассажиро потоков на внутренних водных путях Российской Федерации.

В завершении хочу еще раз отметить, что Росморречфлотом будет обеспечено качественное и своевременное выполнение ремонтных работ объектов путевого хозяйства. В то же время считаю особо важным подчеркнуть необходимость повышения ответственности судовладельцев в вопросах обеспечения безопасности судоходства и мореплавания с целью предотвращения аварийных происшествий и нанесения экологического ущерба.

Спасибо за внимание.

 

Слайды к докладу


< Назад