Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / / /
19 октября 2019, 17:57

На совещании Морской коллегии Минтранс РФ представил предложения по развитию круизного судоходства

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. На совещании Морской коллегии при правительстве России заместитель министра транспорта РФ — руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков представил доклад и предложения по вопросу развития в стране круизного судоходства. В рамках мероприятия, прошедшего 18 октября в историческом здании Адмиралтейства, наряду с перспективами развития круизной отрасли, яхтенного туризма и формирования соответствующей загрузки судостроительных мощностей, обсуждались подготовительные работы по обоснованию изменений зоны континентального шельфа РФ в Арктике, а также роль морских советов приморских субъектов РФ в решении вопросов развития морской деятельности.

Председательствовавший на заседании заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов назвал морские и речные круизы наиболее популярным и динамично развивающимся видом путешествий со значительным мультипликативным эффектом.

В докладе Юрия Цветкова тезис получил полноценное обоснование и развитие. В качестве примера передового опыта организации круизных проектов в нашей стране он привел работу Пассажирского порта Санкт-Петербург – первого и единственного в Северо-Западном регионе РФ специализированного пассажирского порта, расположенного на намывных территориях Васильевского острова.

Отметив, что в 2018 году Пассажирский порт Санкт-Петербург принял более 600 000 человек, Ю.Цветков сказал: «это хороший пример реализации крупного проекта строительства пассажирского терминала на условиях государственно-частного партнерства и с привлечением средств субъекта Российской Федерации, который является получателем мультипликативного эффекта от его функционирования», предложив такую практику на подобные проекты в других регионах страны.

Заместитель главы Минтранса рассказал о предпринятых по поручению государства шагах по развитию отечественного морского круизного туризма на примере учрежденной ФГУП «Росморпорт» круизной линии Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи, на которой работает специально приобретенный круизный лайнер «Князь Владимир». По данным Ю.Цветкова в 2020 году планируется осуществить 35 рейсов (около 15 тыс. пассажиров), что в три раза превысит результат первой навигации 2017 года.

Важнейшей предпосылкой для обеспечения благоприятных условий развития круизного туризма на внутренних водных путях заместитель министра транспорта назвал устранение инфраструктурных ограничений на Единой глубоководной системе - лимитирующих судоходство участков на Средней Волге и Нижнем Дону. Он призвал Морскую коллегию поддержать осуществление критически важных для отрасли проектов строительства Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов, без которых неизбежна утеря ЕГС как единой транспортной системы с соответствующими негативными последствиями для круизного судоходства.

Решение другой крупной проблемы - развития причальной инфраструктуры на ВВП в условиях дефицита бюджетного финансирования, по словам Ю.Цветкова, Минтранс также видит в активном использовании формата государственно-частного партнерства. Он привел ряд примеров, когда благодаря механизму взаимодействия субъекта РФ, инвестора и Росморречфлота, в городах, где никогда не было круизного туризма, началось строительство новых пассажирских причалов.

Юрий Цветков отметил комплексный позитивный эффект от увеличения финансирования текущего содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, в том числе, ставшего стимулом для развития водного туризма и отечественного судостроения. Он упомянул о реализации премьерных в истории российского судостроения проектов – спуске двух современных круизных судов река-море класса проекта PV300 и строительстве речных судов проекта ПКС-180 для работы на маршрутах «Золотого речного кольца». Началу строительства современных судов для отрасли способствовали меры господдержки, такие как субсидирование кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов, а также судовой утилизационный грант.

Тем не менее, по оценке ведомства, пока темпы выбытия старого флота превышают ввод нового, в связи с чем для удержания доли рынка на уровне 400 тысяч туристов необходимо строительство не менее 20 современных теплоходов различного типа.

Заместитель министра транспорта призвал Морскую коллегию поддержать предлагаемые Минтрансом совместно с Минпромторгом меры: продление программы государственной поддержки строительства флота, а также, дополнительно, применение механизма льготного лизинга для строительства круизных пассажирских судов в расчете на 15-20 лет со ставкой 2,5%; предоставление судоходным компаниям возможности единовременного использования мер государственной поддержки судостроения, предусмотренных 383 и 502 постановлениями Правительства РФ с увеличением объемов их финансирования, а также увеличение размера утилизационного гранта при строительстве круизных судов.      

Выступившие на совещании представители Минпромторга и Ростуризма поддержали предложения транспортного ведомства, а президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин попросил также рассмотреть возможность разработки и применения механизмов компенсации части расходов компаний, осуществляющих круизные, в том числе международные проекты с глубиной продаж до двух лет, в связи с резким ростом цен на судовое топливо.

В совещании Морской коллегии принял участие помощник президента РФ Игорь Левитин, который также внес ряд предложений и дал важные пояснения по ряду аспектов второго вопроса повестки дня.

 


< Назад