Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / / /
31 августа 2014, 17:51

В Санкт-Петербурге открыт монумент ​​​​​«Памяти моряков полярных конвоев»

31 августах в Санкт-Петербурге на Большом Смоленском проспекте прошла торжественная церемония открытия монумента «Памяти моряков полярных конвоев 1941 – 1945 годов», (скульпторы Я. Нейман, Г. Лукьянов, архитектор Р. Даянов). Его открытие приурочено к 73-й годовщине прибытия первого союзного конвоя в СССР. Лейтмотивом создания памятника послужил подвиг героев арктических конвоев стран-союзников, доставлявших во время Великой Отечественной войны в СССР военные и гуманитарные грузы из Великобритании и США.
В центре композиции мемориала - скульптурная группа, состоящая из трех внушительных фигур советского, английского и американского моряков. Бронзовая скульптурная композиция установлена на постамент, выполненный из  гранита, высота всей композиции 5,5 м. Скульптуры размещены на носу боевого корабля - символа единства трех стран-союзниц. Памятник располагается рядом с одним из исторических корпусов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, старейшего транспортного вуза России и одного из крупнейших вузов Северо-Запада.​​​​​​
В мероприятии приняли участие Министр транспорта М.Соколов, заместитель Министра В.Олерский, заместитель Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.Пошивай, Председатель Совета организаций ветеранов морского и речного флота Ю. Михайлов, и.о. губернатора С-Петербурга Г.Полтавченко, Полномочный представитель Президента РФ в СЗФО В.Булавин, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.Макаров, представители общественных организаций.
Почетными гостями церемонии стали ветераны-участники Полярных конвоев и члены их семей из России, Великобритании, представители прессы и общественных организаций Франции, США, Шотландии.
В рамках официальной части церемонии прошел торжественный митинг, гости мероприятия возложили венки и цветы  к монументу, после чего ветеранов ознакомили с экспозицией выставки, посвящённой Полярным конвоям,  в здании Морского колледжа ГУМРФ им. С.О. Макарова. Там же состоялась встреча  ветеранов с курсантами и краткий брифинг. В завершении прошел праздничный обед в здании с музыкальным приветствием от художественной самодеятельности курсантов и студентов Университета. Также участники 15-го конвоя посетили ледокол-музей «Красин».
Вечером для ветеранов  Полярных конвоев пройдет торжественный прием у и.о. Губернатора Санкт-Петербурга.

Историческая справка
31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой под кодовым наименованием «Дервиш». Это событие явилось прологом к началу беспримерной в истории операции продолжительностью более четырех лет, участниками которой стали тысячи советских, британских, американских моряков и летчиков.
В тяжелейший для Советского Союза 1941 год в Мурманск и Архангельск по соглашению о ленд-лизе суда конвоев доставили 153977 тонн различных грузов. При этом в обратном направлении к берегам Великобритании из Архангельска ушло 136000 тонн грузов, в том числе ценная древесина, руды редких металлов, химикаты. Это стало примером делового сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.
Первый конвой «Дервиш» состоял из семи транспортов, двух крейсеров, шести эсминцев и авианосца «Викториос», благополучно прибывших в Архангельск 31 августа 1941 года. Конвой доставил 10 тысяч тонн каучука, олово, 64 истребителя «харрикейн» в контейнерах, а также летчиков и наземный персонал британских военно-воздушных сил – всего 534 человека.
Поставки вооружений, оборудования, материалов сыграли существенную роль в начальный период войны, обеспечили ускоренное  восстановление боеспособности нашей армии и сохранили жизни многих солдат и офицеров.
Только со стороны западных союзников СССР в охране конвоев было задействовано 435 боевых кораблей, включая корабли под флагами Канады, Франции, Польши и Норвегии. 
Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 арктических конвоев с привлечением 1400 торговых судов. Общий объем  доставленных ими грузов составил 11,3 млрд долларов США.


< Назад