Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / / /
22 июля 2019, 18:40

Энтузиасты МГАВТ на пути от катеров-игрушек к роботам-путейцам

МОСКВА. Ставшая мировым инженерным трендом тема безэкипажного судоходства подвигла Московскую государственную академию водного транспорта – филиал ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова на создание собственной лаборатории безэкипажного судовождения, в работе которой участвуют курсанты и преподаватели судомеханического факультета. За короткое время энтузиасты морской и речной робототехники МГАВТ прошли путь от традиционных радиоуправляемых моделей до инновационных мини-катеров собственной разработки, способных решать не только обширные соревновательные, но и серьезные производственно-технические задачи.

Впрочем, одно другому не противоречит. Именно при подготовке к инженерным соревнованиям воднотранспортной специализации аккумулируются знания и шлифуются практические навыки, позволяющие группе энтузиастов включать в свои перспективные планы разработку мини-беспилотников с ориентацией на функции судов технического флота.         

Поэтому смешанная команда МГАВТ активно участвует в профильных соревнованиях, среди которых, с особенным азартом, в мероприятиях высокотехнологичной Солнечной регаты, которые проходит под эгидой Маринет – морского сегмента Национальной технологической инициативы, и организуются АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований».

В этом году регата, в программу которой впервые в истории отечественных инженерных соревнований была добавлена дисциплина судов-беспилотников на солнечных батареях, проходила в Казани на акватории озера Нижний Кабан. В мероприятии, собравшем 45 команд из 26 регионов России, приняла участие команда МГАВТ по руководством декана судомеханического факультета к.т.н., доцента Владимира Якунчикова.

Команда «Сокол», представлявшая Гимназию Российского университета транспорта / МГАВТ, заняла второе место. Ее безэкипажный катер в корпусе, разработанном партнерами из Самарской детской ассоциации судомодельного спорта, успешно выступил по всем трем задачам – движению по точкам, соревновании на «выносливость» и скоростной дистанции, причем в последнем виде обошел соперников на 10 кругов. При этом, как отмечает капитан команды, настоящие бойцовские качества проявили операторы беспилотника - школьники 8 класса гимназии РУТ/МГАВТ Елена Жмуд и Андрей Крохин.

Конечно, сами гонки – это лишь вершина большого подготовительного процесса. С октября по июнь на базе МГАВТ и подшефной гимназии проводились работы по насыщению корпуса электроникой, приводами (из стандартных имеющихся в продаже блоков) и отладке для выполнения автономных задач на воде.

В качестве береговой станции для задания маршрута движения катера можно использовать любой офисный ноутбук с программой Mission Planner и специализированным программным обеспечением к эхолоту. А для связи с катером и снятия телеметрии в свободный USB порт ноутбука устанавливается базовый приемо-передатчик телеметрии.

Расстановка маршрутных точек для автономного движения производится оператором в программе Mission Planner непосредственно на карте Google Map, после чего они переписываются по радиоканалу в память бортового контроллера.

Созданный инженерно-технологический задел, по оценке В.Якунчикова, вполне пригоден для выполнения и вполне «взрослых» задач обеспечения навигации, таких как промерные операции.

Исходя из наличия готового автономного плавсредства, а также запаса его грузоподъемности в 1-2 кг, уверен он, можно предложить использовать полезную нагрузку катера для размещения системы картографирования дна русла реки или другого водоема. При достигаемой скорости в 12-14 км/ч, автономности хода до 5 часов в зависимости от аккумулятора, расстояние, проходимое по маршруту без подзарядки, может составлять от 12 до 70 км.

Таким образом, полагают специалисты МГАВТ, задача построения системы картографирования конкретных участков речного дна (напр. судового хода), одна из  затратных в путейском портфеле работ, может решаться доступными средствами и быть достаточно быстро масштабируема для соответствующих потребностей.

Осуществимость картографирования крупных рек при помощи малых плавсредств уже была подтверждена на р.Волга и р.Дон несколько лет назад. На модель устанавливалось электронное оборудование - GPS-датчик и эхолот с возможностью записи. Модель катера перемещалась в автономном режиме по установленным координатам с GPS-датчика, записывая глубину под корпусом. После обработки записанных данных на берегу, в специализированной программе составлялась карта участка.

В качестве дальнейшего развития, по словам Владимира Якунчикова, катер-носитель предполагается оснастить комплектом солнечных батарей для существенного повышения автономности и снижения зависимости от перезарядки аккумуляторов.

Теперь дело за потенциальными заказчиками! 

 


< Назад