Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // / Публикации и интервью / /

Задача — сохранять Канал как единый комплекс. Интервью руководителя Канала имени Москвы Г. Елянюшкина. Журнал «Гидротехника»

Ссылка на скачивание материала
453.24 Kb

Герман Вячеславович Елянюшкин возглавил ФГБУ «Канал имени Москвы» в марте 2017 г. О том, как прошел для него этот год, какие задачи и перспективы развития Канала имени Москвы видит его  руководитель, беседует корреспондент медиа-группы «Порт Ньюс»

— Герман Вячеславович, какие проблемы перед вашей организацией стоят наиболее остро и какие задачи вы ставите перед собой и своей командой?

— В отношении Канала имени Москвы и нашей организации целесообразнее говорить не о проблеме, а о государственной задаче — это поддержание Канала имени Москвы и всех его сооружений в эксплуатационном состоянии, чтобы обеспечить его основные функции — прежде всего, снабжение столицы водой, санитарное обводнение рек московского региона и обеспечение безопасности судоходства. Принятая в нашей организации программа модернизации и капитальных ремонтов позволяет нам достаточно успешно эксплуатировать все сооружения. Государство дает достаточно серьезные субсидии, поэтому Канал сегодня находится в работоспособном состоянии, аварийных сооружений у нас нет.

— Как, на ваш взгляд, необходимо решать проблемы санитарного состояния водных путей и береговой зоны, которая активно застраивается, засоряется отдыхающими?

— Задачи по содержанию прилегающих территорий курируют разные ведомства. Это и государственные органы областного уровня, и местные муниципалитеты, и собственники земельных участков. Необходимо эти разрозненные надзорные органы каким-то образом объединять, например, путем создания межведомственных рабочих групп, которые отслеживают санитарный комплекс и решают конкретные проблемы. Думаю, что наиболее эффективны они были бы на уровне муниципалитетов.

— В составе Канала имени Москвы есть уникальные архитектурные сооружения. Каким образом удается поддерживать их в хорошем состоянии? Насколько вы считаете возможным или необходимым заменять исторические деревянные конструкции на современные материалы, здания сайдингом обшивать, что называется, в духе времени?

— Это как раз то, что меня серьезно беспокоит. Конечно, если расставлять приоритеты, то в первую очередь мы следим за безопасностью гидротехнических сооружений и для этого используем самые современные технологии. Но и архитектурный облик тоже важен, поэтому мы стараемся найти средства для его поддержания. Сегодня мы поставили себе задачу обновить фасады зданий и сооружений Канала, для этого ведем проектные работы. Ремонт планируем начать в следующем году.

— Также в структуре Канала более 200 гидротехнических сооружений разного типа — ГЭС, шлюзы, насосные станции. Насколько это оптимально с точки зрения управления? Может быть, передать какие-то сооружения в ведение муниципалитетов, которые их обслуживают?

— На наш взгляд, важно сохранить целостность Канала как системы связанных между собой водных объектов и гидротехнических сооружений, поэтому эффективнее, если управление Каналом будет находиться в одних руках. Канал имени Москвы создавался гениальнейшими инженерами, по техническим решениям он превосходил мировой опыт того времени, и сейчас как инженерное сооружение стоит на высоком мировом уровне. Это не пустые слова. Например, мы проводили ревизию наших гидроэлектростанций, там работает оборудование, которое было разработано, построено и установлено 80 лет назад. На данный момент нет острой необходимости в их модернизации, потому что износ составляет менее 10%, а КПД на уровне 95–98%, – к такому выводу пришли специалисты и эксперты. При модернизации и замене механизмов в Рыбинске мы убедились в том, что те конструктивные решения, которые были разработаны 80 лет назад, актуальны сейчас, и лучше не сделать. Наша задача — сохранять Канал как единый комплекс, пусть очень сложный, но на удивление сбалансированный.

— Каковы ближайшие планы управления по ремонту сооружений Канала?

— В этом году мы ведем ремонтные работы на 54 объектах. По итогам обследований ГТС наши районные структуры составляют предложения по ремонту, мы их анализируем, исходя из финансовых возможностей, расставляем приоритеты — где необходимо, где можно подождать. Как я уже отмечал, аварийных сооружений у нас нет, но есть морально устаревшие, как, например, плотина в Белоомуте — она построена еще до основания Канала, проработала уже 114 лет и могла бы еще использоваться 10–20 лет, но ее эксплуатация требует тяжелого физического труда и небезопасна, поэтому в настоящее время мы занимаемся реконструкцией гидроузла.

В ближайших планах – масштабная работа по замене бетона в камерах всех шлюзов. Она будет выполняться планомерно с учетом выделяемого финансирования.

— Сегодня задача развития внутренних водных путей России выдвинута одной из приоритетных государственных задач. Что, на ваш взгляд, необходимо для ее реализации?

— С нашей стороны, это прежде всего поддержание необходимых глубин на Канале. Для этого мы построили новый гидроузел в Кузьминках, в январе 2019 г. завершится аналогичное строительство в Белоомуте. У нас практически везде необходимые для судоходства глубины будут поддерживаться. Конечно, хотелось бы доходить и до Калуги, но это уже программа перспективного развития. Нашу часть Единой глубоководной системы мы поддерживаем в нормативном состоянии. Что касается пассажирских перевозок, то для развития этого направления есть все предпосылки: спрос на речной туризм высочайший, теплоходы загружены на 80–100%, при этом в среднем 30% туристов — иностранцы. Для обеспечения речного туризма новым флотом, современной портовой инфраструктурой необходимы инвестиции. К счастью, инвесторы есть, строятся новые суда, мы это видим по флотилии «Рэдиссон», которая охватила, и очень качественно, рынок перевозок в Москве. Хотя это и не круизные суда, но, учитывая перегруженность имеющейся туристической инфраструктуры, судостроение дает инвесторам надежду, что это правильное вложение средств.

Беседовала Ирина Денисова

Журнала «Гидротехника» (медиа-группа «Порт Ньюс»).

Канал имени Москвы. Цифры и факты

·  Канал имени Москвы — это 12 субъектов РФ, 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 км по городу Москве и 484 км по Московской области. Вместе они формируют Московский бассейн, который включает в себя 50 судоходных артерий.

·  Канал как искусственное русло является уникальным гидротехническим сооружением — единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Из-за особенностей рельефа местности Канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.

·  Инфраструктуру Канала формируют пять насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают 1,5 млрд м3 воды в год), семь ГЭС суммарной мощностью 66 МВт ежегодно могут вырабатывать 215 млн КВт*ч энергии), 20 шлюзов, 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов — всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла.

·   Потенциально Канал имени Москвы может обеспечить грузоперевозки в размере более 70 млн т ежегодно. С апреля по ноябрь 2017 г. через Московский бассейн прошло около 30 млн т грузов, а соответствующие суда совершили более 32 тыс. рейсов (что на 21% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.). В 2017 г. по водным путям Канала было перевезено 1,34 млн человек, в том числе 270 тыс. туристов (что на 15% выше по сравнению с навигацией 2016 г.). Из общего числа туристов треть составляют иностранцы, при этом в навигацию 2017 г. их количество увеличилось более чем на 30% и составило 81 тыс. человек.