Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // Новости / Новостная лента / /
28 сентября 2018, 16:56

Моряку, юнге ТОФ, кочегару торпедированного сухогруза, оперному певцу, телевизионному деятелю Владимиру Панкову - 90

МОСКВА. Не часто, но встречаются люди, жизненного пути которых хватило бы на несколько полноценных и очень достойных биографий. Именно такому человеку, участнику Великой Отечественной и войны с Японией, токарю оборонного завода, юнге Тихоокеанского флота, кочегару торпедированного сухогруза, оперному певцу, телевизионному деятелю Владимиру Александровичу Панкову в эти дни исполнилось 90 лет. В московскую квартиру моряка, артиста и ветерана многих других отраслей приехали поздравить заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк и председатель Совета ветеранов морского и речного флота Юрий Михайлов.

Значительная часть вечера, конечно, была посвящена обсуждению уникальной биографии ветерана. В 1942 году в неполные 14 лет он уже работал токарем Читинского авиазавода, выполняя взрослую норму выработки за станком, стоя на деревянном ящике, годом спустя был принят в школу юнг Тихоокеанского флота, а затем два года ходил кочегаром на советских вооруженных транспортах, доставлявших из США по ленд-лизу стратегические грузы для фронта. До сих пор в душе ветерана борются два противоречивых чувства – благодарности американскому народу за существенную материальную помощь СССР, несшему основную тяжесть войны против гитлеровского рейха, и обиды на заокеанских союзников, для достижения своих целей не избегавших жестоких провокаций. Объектом одной из таких провокаций в июне 1945 года оказался сухогруз Дальневосточного морского пароходства «Трансбалт» на котором из своего пятого рейса в США возвращался и юный кочегар 2 класса Володя Панков. Пароход был торпедирован подводной лодкой и затонул в Японском море, унеся с собой пять человеческих жизней, а 94-х уцелевших моряков почти двое суток носило в шлюпке по бурному морю, пока они не были спасены японской береговой охраной. Нападение на "Трансбалт" долго не находило объяснений, в этот период японцы уже избегали нападений на советские суда, чтобы не спровоц ировать вступление в войну только что разгромившего Гитлера СССР. Только в 1955 году завесу тайны открыли бывший командующий подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Чарльз Локвуд и бывший начальник управления личного состава ВВС США полковник Генри Адамсон в книге "Морские дьяволы". По признанию авторов, торпедирование "Трансбалта" командиром капитаном 3-го ранга Биллом Гемерсхаузеном с подводной лодки "Спейдфиш" не было случайным, а было нацелено на ухудшение отношений между Москвой и Токио, которое могло стимулировать СССР вступить в войну против милитаристской Японии.

«Мы думали, что это японцы, но оказалось, что это были американцы»,- отмечает ветеран. Этот факт до сих пор не укладывается в голове у Владимира Александровича: "Как же так, сами давали нам помощь, ремонтировали и строили для нас суда — и сами же их топили!", - говорит он.

После войны он проработал еще несколько лет на морском флоте, завершив свою флотскую карьеру в Одесском порту, где закончил вечернюю школу и увлекся музыкой, выступая в самодеятельности. А после этого судовой кочегар Панков стал оперным певцом. Сначала была Ленинградская государственная консерватория, открывшая в его биографии «оперную» главу, которая прошла в Челябинском театре оперы и балета, затем – в Московской гастрольной опере, которая теперь широко известна как Камерный театр Бориса Покровского.

В репертуаре одаренного и трудолюбивого моряка были басовые партии Мельника в "Русалке" Даргомыжского, дона Базилио в "Севильском цирюльнике" Россини, Фарлафа в "Руслане и Людмиле" Глинки и многие другие. Однако, в 1970 году успешную оперную карьеру прервало состояние здоровья — участились обострения бронхита, полученного от последствий переохлаждения при гибели «Трансбалта» и запущенного процесса в дыхательных путях.

Человек разносторонних способностей, Панков через некоторое время стал работать директором картин в телевизионном объединении "Экран". В этом качестве ему довелось побывать еще раз в местах, где плавал в годы войны, так, в середине 70-х его киногруппа снимала картину об извержении вулкана Тятя-яма на острове Кунашир.

Трудовая книжка Владимира Александровича буквально пестрит десятками наград и благодарностей за различные трудовые достижения. Халтурить этот большой и не привыкший сидеть без дела мужчина никогда не умел, продолжая и сегодня свою деятельность уже на общественном фронте, встречаясь со школьниками, выступая перед  студентами или своими собратьями-ветеранами. Как это было недавно в дни празднования 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в подмосковном пансионате «Моряк». Даже серьезная простуда не помешала тогда упорному моряку выступить на праздничном концерте, посвященном великой Победе, в котором, кроме него, приняли участие студенты и курсанты Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ имени С.О.Макарова.

А в этот юбилейный вечер у праздничного стола, который накрыла заботливая супруга Ирина, Владимиру Александровичу после долгого задушевного общения были вручены памятные подарки, поздравительный адрес и самые сердечные пожелания здоровья и активного долголетия от руководства и коллектива Росморречфлота и ветеранской организации. 


< Назад