Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // Новости / Новостная лента / /
4 февраля 2019, 14:51

К 75-летию организации отечественных мореходных и высших мореходных училищ – Анатолий Данилович Москаленко

Рубрика "Легенды отрасли"

 

 

ВЛАДИВОСТОК. В Морском государственном университете имени адмирала Г.И.Невельского имя доктора технических наук, профессора, академика Академии транспорта РФ Анатолия Даниловича Москаленко – настоящая университетская легенда.

Почти полвека этот выдающийся ученый, изобретатель, инженер, преподаватель и отраслевой организатор посвятил научной и преподавательской работе в Морском университете.  11 июня 2016 года он ушел из жизни, оставив обширное научное наследие и добрый след в памяти коллег, курсантов и студентов родного вуза и далеко за его стенами.

За свою долгую научную и преподавательскую деятельность А.Д. Москаленко написал более двух тысяч научных и научно-методических работ, статей, монографий, учебников, среди которых есть просто уникальные, инновационные разработки.

Анатолий Данилович – из особого поколения наших сограждан, которых сейчас называют «дети войны». Он редко с кем делился событиями детских лет, особенно временем оккупации города Жданов (ныне Мариуполь) в годы Великой Отечественной войны. Об этом он довольно скупо рассказал сыну. Он родился в этом городе сталеваров на берегу Азовского моря, где градообразующим предприятием была знаменитая Азовсталь. Его дед был сталеваром, но отец не пошел по проторенному пути. В 1941 году дед ушел на фронт, воевал в артиллерии, и прошел со своим орудием всю войну. Вернулся майором, с инвалидностью и неоперабельным осколком в ноге.

Суровые испытания выпали на долю их семьи в годы войны. Жданов был занят гитлеровцами. Соседи донесли в гестапо, что их дед – коммунист. Семью выселили из дома, реквизировали все имущество.

– Бабушка сохранила справку, где все реквизированное было перечислено, – рассказывает сын ученого, Михаил Анатольевич, – до самого освобождения Жданова от фашистских оккупантов мой отец с маленькой сестрой скрывались у родственников и знакомых. Жили в сараях, голодали, попрошайничали на улицах… Наверно, поэтому отец всегда подавал нищим, видимо сказывались тяжелые воспоминания детства…

Но, пребывание на территории, временно оккупированной фашистами, для Анатолия Даниловича сказалось при распределении после окончания института. В анкете отдела кадров в те годы была графа, где следовало указать годы нахождения в оккупации. По этой причине после окончания в 1961 году Одесского института инженеров морского флота и получив специальность «инженер-кораблестроитель», он был распределен далеко от родных мест – в Дальневосточное морское пароходство, где остро не хватало технических специалистов. Но, нет худа без добра. Такое положение дел давало молодому инженеру неограниченные возможности для творчества и карьерного роста.

Анатолий Данилович начал работать в должности инженера технического отдела, затем стал конструктором КБ пароходства, инженером ССХ и затем групповым инженером. Этот период деятельности для него памятен тем, что лично участвовал в очень ответственной работе. Разразился Карибский кризис. Мир оказался на волоске от новой разрушительной мировой войны. Было дано задание: погрузить на суда пароходства стратегические ракеты и установки, замаскированные под комбайны для уборки риса. Цель была ясна – скрытно доставить их на Кубу. И это задание было им выполнено с блеском.

В СССР после неурожая зерновых в 1963 и 1964 годах началась закупка зерна в США и Канаде. На его перевозках работали практически все суда Дальневосточного морского пароходства. Отсутствие опыта у экипажей по работе с навалочным грузом и неприспособленность судов к таким перевозкам, приводила к значительной аварийности. В эти годы Анатолий Данилович активно занимался разработкой и испытанием на судах ДВМП устройства для предотвращения смещения таких грузов. Эффективное выполнение этого задания предопределило его переход на работу в ДВВИМУ в 1968 году на кафедру теории и устройства судна.

Кафедра теории и устройства судна занимает особое место в вузовской истории. Научные исследования в области устройства судна были начаты еще в 1956 году, когда на кафедре сложился творческий коллектив: В.Э. Магула, Б.И. Друзь, В.Д. Кулагин. Возглавляемый В.Э. Магулой коллектив кафедры ТУС был одним из первых в стране, который на высоком научном уровне начал разрабатывать теоретические и прикладные задачи расчета и проектирования мягкооболочечных конструкций.

Начиная с 1963 года, коллектив кафедры стал пополняться молодыми исследователями: А.И. Азовцев, Н.Ф. Емельянов, А.Д. Москаленко, Н.Ф. Шавкин. С 1967 года был начат регулярный выпуск трудов коллектива «Сообщения лаборатории мягких оболочек». В эти годы под руководством А.Д. Москаленко был разработан фундаментальный комплекс гибких конструкций для крепления сыпучих и тарированных грузов.

О своеобразном подходе к решению поставленных задач А.Д. Москаленко рассказывает доктор технических наук, профессор Анатолий Иванович Азовцев.

– У Анатолия Даниловича постановка задачи начиналась с конца, со слова: «Нужно!». И далее он говорил, что нужно изыскать способы как довести дело до конца. Его предложением было использовать для перевозки зерна «гибкие питатели» из стали толщиной 2 мм, ведь переборки для предотвращения смещения зерна в эти годы делали из дерева на Дальзаводе. Деревянные конструкции во время штормов не выдерживали нагрузки, ломались, вызывая смещение груза. «Гибкие питатели» Москаленко были съемные, так что до Петропавловска-Камчатского суда могли доставлять попутный груз, а в этом порту экипаж своими силами устанавливал стальные питатели в трюмы. Помню, как эксперимент по их применению был уже подготовлен: подобрано судно, разработаны чертежи и технология… Заложили под перевозку по новой технологии одно судно, но без патента, который был подан, но еще не пришел, судно в рейс не выпускали! Пришлось разработчикам самим лететь в Москву, искать его по кабинетам… Нашли на столе у начальника! Пришли в канадский порт. Капитан порта вызывает капитана судна и говорит: «Вы очень смелый человек! Идете с таким опасным грузом и с такими хлипкими устройствами! Не боитесь?». На что он ему ответил: «Ничего, разработчики находятся вместе с нами на судне!».

И вот зернонасосы заполнили трюмы грузом, причем во всех трюмах кроме второго твиндека, экспериментального, были деревянные питатели. И как нарочно, во время перехода разыгрался жесточайший шторм, экипаж с тревогой прислушивался, как трещали деревянные питатели. А во втором твиндеке стояли датчики. К ним ползком пробрались и увидели, что там как стояло полное, раздутое «брюхо» зерна, так и осталось, а деревянные питатели были разрушены. Но судно благополучно прибыло во Владивосток. Это было одно из «эпохальных» технических решений срочной задачи, которую Анатолий Данилович блестяще выполнил. Маленькая деталь, помню, что испытания разработок по удержанию сыпучих грузов проводились прямо под окнами нашего корпуса… Наблюдать за ними могли все и сотрудники, и курсанты.

После прихода на работу в ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского очень оперативно А.Д. Москаленко была подготовлена и защищена кандидатская диссертация. Он продолжил научную работу по разработке мягких оболочек – пневмостроппинга – для безопасной перевозки зерна. Невероятно, но он сам разработал ГОСТ на эти уникальные устройства, который был принят, а ведь обычно такую работу в СССР выполняли целые коллективы НИИ!

Была еще одна знаковая работа А.Д. Москаленко, которую помнят многие сотрудники вуза. Она была выполнена в 1998 году в содружестве с профессором А.В. Субботиным. Они разработали технологию по подъему затонувшего у причала ВМРП судна «Паллада» с грузом леса. Разработчики промоделировали варианты решения и выбрали наилучший, в котором использовали метод создания усилий по спрямлению от другого судна, применив для этой цели барже-буксирный состав (ББС). Судно, лежащее на борту у причала, было успешно поднято, причем в ходе операции оно было еще и разгружено. Эта технология подъема затонувших судов, не имела аналогов в мировой практике, и была защищена патентом.

Анатолий Данилович Москаленко получил также патенты за уникальные разработки с использованием гравитационного бассейна, по боновым заграждением, по способу гашения пожара в углях, перевозимых морем. Кстати, эта работа актуальна и сейчас как для портов, так и для судовладельцев, в связи с ростом экспорта углей из РФ.

В 1986 году А.Д. Москаленко был избран на должность начальника кафедры начертательной геометрии и графики. Он сразу же увлек коллектив написанием учебника и задачника по начертательной геометрии, приближенных к морской тематике. Эти издания до сих пор с успехом используются в учебном процессе для подготовки специалистов в морских вузах.

В 1988 году А.Д. Москаленко успешно защитил докторскую диссертацию в совете ЛВВИМУ им. адм. С.О. Макарова в Ленинграде по теме «Теория и практика совершенствования технологии крепления грузов на морских судах», которая продолжила научную работу в области предотвращения смещения грузов.

Напряженную научную работу Анатолий Данилович Москаленко совмещал с организационной работой в Ассоциации «Дальневосточного научного центра Академии транспорт России», которую он возглавлял с 2002 года. Под эгидой Ассоциации проводились регулярные международные научно-технические конференции «FEBRAT» (Проблемы транспорта Дальнего Востока), защиты диссертаций на звание «Доктора транспорта». Под его руководством поводились серьезные научно-технические и сюрвейерские работы экспертного характера по авариям судов и портовых сооружений с привлечением ведущих научно-технических специалистов; готовились экспертные заключения для арбитражных судов. Благодаря активной деятельности Анатолия Даниловича Москаленко Ассоциация приобрела заслуженный авторитет и уважение среди представителей морского технического сообщества Дальнего Востока.

До последнего дня А.Д. Москаленко занимался научной работой, работал на посту председателя диссертационного совета, приложил немало усилий для его возобновления и успешной работы, привлекал к научной деятельности молодых специалистов, в том числе и с производства.

А сам Анатолий Данилович всегда жил очень скромно. Но спешил делать добро людям. Небольшой, но говорящий факт: помогал племяннице, свою пенсию отправлял ей на Украину… Испытавший горечь войны, он никогда не понимал жизни «на широкую ногу», ставшей привычной для некоторых в наше время... И никто из коллег не мог припомнить случая, чтобы  Анатолий Данилович сказал кому-то грубое слово, на кого-то повысил голос.

…Уезжая на родину, на Украину, его наставник, начальник кафедры ТУС ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского В.Э. Магула подарил ему небольшой чемоданчик, которым Анатолий Данилович очень дорожил. В этот чемоданчик он складывал свои правительственные и ведомственные награды: ордена, медали, грамоты и благодарности… Подарок Магулы теперь так полон, что не закрывается.

Досье:

Люди, имеющие отношение к водному транспорту в нашей стране, с начала 80-х годов прошлого века в первое воскресенье июля на законном основании отмечают День работников морского и речного флота. Но мало кому известно, что первый праздник, посвященный флоту невоенному, уходит корнями в Постановление Государственного Комитета Обороны № 5311 от 5 марта 1944 года «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» за подписью И.В. Сталина.
Согласно этому документу, в стране создавались «высшие мореходные и мореходные училища закрытого типа с прохождением курсантами обучения по программам подготовки офицеров запаса ВМФ с учётом опыта Великой Отечественной войны на море и в целях коренного улучшения подготовки командных кадров для морского флота». Два года спустя в феврале 1946 года в привязке к этому постановлению ГКО подписан приказ № 95 наркома морского флота СССР с длинным названием: «Об установлении 5 марта днём ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ».

Почему 5 марта? Обратимся к документам истории... Они свидетельствуют, что в 1943 году, вскоре после Курской битвы, которая окончательно определила исход Великой Отечественной войны, нарком морского флота СССР, Герой Советского Союза и известный учёный-полярник, океанолог и гидробиолог Петр Петрович Ширшов получил от правительства задание создать комиссию из лучших специалистов водного транспорта. Комиссия должна была изучить отечественный и международный опыт морского образования, обобщить его и подготовить предложения по реорганизации морского и водного образования СССР.

В самом начале 1944 года такой доклад был подготовлен и передан в Совет народных комиссаров. В итоге 5 марта 1944 года – за четырнадцать месяцев до Победы – вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 5311 «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» за подписью И.В. Сталина. Согласно этому документу, в стране, все силы которой были нацелены на окончательный разгром врага, создаются «высшие мореходные и мореходные училища закрытого типа с прохождением курсантами обучения по программам подготовки офицеров запаса ВМФ с учётом опыта Великой Отечественной войны на море и в целях коренного улучшения подготовки командных кадров для морского флота». Тогда были учреждены три высших мореходных заведения: на Балтике – в Ленинграде, на Тихом океане – во Владивостоке и на Чёрном море – в Одессе (причём, решение о создании ОВИМУ было принято ещё до освобождения Одессы! В мае город освободили от фашистов, а летом открыли сразу два училища: высшее и среднее). Морские техникумы в Архангельске, Батуми, Баку, Николаевске-на-Амуре, Ростове, Одессе и Херсоне получают статус средних мореходных училищ. Постановлением определено, что курсанты находятся на полном государственном обеспечении, проживают в экипажах на казарменном положении, носят установленную форму одежды, выполняют утверждённый распорядок дня и объединяются в учебные роты во главе с офицерами ВМФ.

Нарком морфлота в своем приказе отмечает: «Постановление Государственного комитета обороны СССР, принятое в знаменательные дни исторических побед Красной Армии, коренным образом изменило систему обучения и воспитания командных кадров морского флота и создало благоприятные условия для подготовки квалифицированных судоводителей, инженеров и техников, отвечающих высоким требованиям современной техники судовождения и управления сложными судовыми и портовыми механизмами». И далее: «Учитывая историческое значение Постановления ГКО СССР для морского флота, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Установить, что 5 марта является днём ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ.

2. Начальникам училищ ежегодно отмечать 5 марта смотром личного состава училищ, торжественным заседанием с подведением итогов работы, показом достижений художественной самодеятельности и спортивными соревнованиями.

 


< Назад