Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // Новости / Новостная лента / /
4 февраля 2019, 16:35

20-летие внедрения Глобальной морской системы связи при бедствии Макаровка встретила введением новейшего тренажерного комплекса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Мировое морское сообщество 1 февраля отметило 20-летие внедрения Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ/GMDSS). В 1999 году Международной морской организацией (IMO) при активном участии морских властей Российской Федерации была внедрена Глобальная морская система связи при бедствии, призванная обеспечивать быструю и своевременную передачу и прием оповещений о бедствии, а также высокую эффективность проведения поисково-спасательных операций.

Основной принцип системы заключается в том, что поисково-спасательные службы и суда, находящиеся в непосредственной близости от терпящего бедствие судна, в автоматизированном режиме в кратчайшее время получают оповещение о бедствии и, тем самым, возможность приступить к активной и скоординированной поисково-спасательной операции.

ГМССБ  требует, чтобы суда массой 300 брутто-тонн и выше были оборудованы комплектом необходимых устройств, включающим судовые радиостанции определенных параметров, аварийного радиобуя, систем спутниковой связи, автоматическими идентификационными  системами (АИС) и проч.   

Недостижимое прежде быстродействие и эффективность системы реализуются за счет использования современных средств связи при максимальной автоматизации приема и передачи сообщений.

20-летний юбилей внедрения ГМССБ Морской учебно-тренажерный центр ГУМРФ (тогда – ГМА) имени адмирала С.О.Макарова встретил введением в эксплуатацию новейшего тренажерного комплекса для подготовки радиоспециалистов. Тренажер TGS-5000 производства компании TRANSAS установлен и введен в рабочий режим эксплуатации вместе с комплексом реального судового оборудования. Конфигурация тренажера стандартна – восемь рабочих мест слушателей и одно рабочее место инструктора. Однако есть и уникальная опция – комплект реального оборудования спутниковой связи производства компании Иридиум.

Морской УТЦ ГУМРФ (тогда – ГМА) имени Макарова – один из первых в России учебных центров, где началась подготовка судоводителей на курсах ГМССБ.

Это важная дата для тех, кто в 1980-х – 2000-х годах стоял у истоков проектирования, разработки и внедрения комплекса технических, организационных, нормативно-правовых и методических средств повышения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море. Сегодня эту дату отмечают и те, кто продолжает эксплуатировать и совершенствовать технические средства связи в судовом и береговом сегментах морских радиокоммуникаций.

Система спутниковой связи (ССС) Иридиум в 2018 году решением 99 сессии Комитета по безопасности мореплавания ИМО вошла в состав ГМССБ в качестве альтернативы всем известной ССС Инмарсат. В отличие от Инмарсата ССС Иридиум имеет глобальное покрытие Мирового океана, обеспечивая надежную спутниковую связь судов севернее и южнее 70-х широт, закрывая, таким образом, полярные шапки, что принципиально для российских арктических регионов и развития мореплавания по Северному морскому пути.

ГУМРФ – первое из российских учебных заведений, внедряющее ССС Иридиум в учебный процесс подготовки курсантов и повышения квалификации судоводителей и радиоспециалистов ГМССБ.

Подготовка по ГМССБ началась в «Макаровке» еще в 1995 году. За 24 года Морской УТЦ подготовил более 9 тысяч специалистов ГМССБ.

Тренажерный центр крупнейшего морского вуза страны первым в мире начал полномасштабное профессиональное обучение радиоэлектроников 2-го класса ГМССБ. Этот центр стал также первым в России, где началась подготовка курсантов-судоводителей по ГМССБ, инспекторов Российского морского регистра судоходства и радиооператоров спасательно-координационных центров.

Совместно с ФГУП «Морсвязьспутник», другими учебными заведениями и производителями судовой, береговой и тренажерной аппаратуры в течение 1999–2000 годов были разработаны различные нормативные документы и примерные программы подготовки радиоспециалистов.

Следует отметить, что в 2000-2002 годах коллективом Морского УТЦ совместно с коллегами Радиотехнического факультета ГМА имени адмирала С.О. Макарова и Морской академии г. Гдыня (Польша) был подготовлен проект Модельного курса ИМО № 1.31 «Радиоэлектроник 2-го класса ГМССБ», который был принят Международной морской организацией в 2002 году. Это до сих пор является прецедентом утверждения российской разработки в качестве Модельного курса ИМО.

В 2016-2017 годах по поручению Росморречфлота эксперты университета в сотрудничестве с другими вузами отрасли разработали и внедрили полный комплекс примерных программ дополнительного профессионального образования радиоспециалистов и судоводителей с учетом Манильских и более поздних поправок в Конвенцию ПДНВ 1978 г.

Морской УТЦ разработал и внедрил систему подготовки и повышения квалификации инструкторов ГМССБ. Более тридцати преподавателей, подготовленных в центре, обеспечивают обучение радиоспециалистов и судоводителей в морских образовательных организациях и учебно-тренажерных центрах России, Украины, Латвии, Эстонии, Литвы, Кипра, Израиля и других стран.

В настоящее время сотрудники Морского УТЦ внимательно отслеживают ход модернизации ГМССБ международным морским сообществом с целью внедрения новейших технологий в обучение курсантов и моряков и следования новациям в развитии технических средств обучения.

Досье:

Морской учебно-тренажерный центр - крупнейшее подразделение Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Центр осуществляет международно-признанную профессиональную подготовку курсантов и студентов университета, членов экипажей морских судов, широкого круга специалистов морской индустрии и нефтегазовой отрасли России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Качество подготовки в Морском УТЦ ГУМРФ подтверждено морскими администрациями России и других стран, ведущими классификационными обществами, британским The Nautical Institute и другими авторитетными отечественными и международными организациями.

 


< Назад