Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // Новости / Новостная лента / /
27 июня 2019, 18:06

Восстановление полноценного судоходства по Волге и Дону - важнейший проект для экономики и экологии страны: Всероссийский водный конгресс

МОСКВА. Восстановление полноценного судоходства на Волге – важная часть национальных проектов, способная оказать положительное влияние на темпы экономического развития и экологию нашей страны. К такому единодушному выводу пришли участники конференции, посвященной актуальным проблемам восстановления сквозного судоходства на Единой глубоководной системе (ЕГС) европейской части России, прошедшей в рамках третьего Всероссийского водного конгресса.

Представители судоходного сообщества, судостроительных предприятий, компаний-грузоотправителей и туристических организаций рассказали о серьезных финансовых издержках, вызываемых многолетним сохранением лимитирующих участков на ЕГС, к которым в этом году добавились последствия маловодья, особенно проявившиеся в Волжском и Азово-Донском бассейнах. Российская палата судоходства представила подробные выкладки о крупных преимуществах, в том числе, финансовых и экологических, от переориентации грузопотоков с автотрасс на реку. Отмечалось, что в ряде регионов России, уже осуществляющих совместно с Росморречфлотом соответствующие программы, эти меры дают местным бюджетам возможность экономить миллиардные суммы на дорожных ремонтах.    

Представители научного сообщества, в том числе, головного профильного академического учреждения – Института водных проблем Российской академии наук, ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, Волжского государственного университета водного транспорта и ряда других, напомнили о проведенных за последние 40 лет исследованиях по проектам преодоления маловодья на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода. Как подчеркнули ученые, из дюжины неоднократно рассмотренных альтернативных вариантов требуемую государственную задачу − создание гарантированных судоходных глубин на лимитирующем участке р. Волги, позволяет решить только строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. Этот вывод подтвержден и протоколом состоявшегося 28 мая Научного совета РАН по водным ресурсам суши и решением совместного совещания Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитета по экономической политике Совета Федерации «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе Городецких шлюзов на реке Волге», прошедшего 17 июня.

В завершение мероприятия представитель Федерального агентства водных ресурсов ответил на вопрос возможности обсуждаемого в соцсетях запрета или ограничения зимней сработки водохранилищ Волжско-Камского каскада с переносом массовых сбросных расходов воды на летний (навигационный) период. По оценке Росводресурсов, попытка практического воплощения подобных антинаучных предложений грозит крупными техногенными авариями с катастрофическими последствиями для населения и природы огромных территорий Приволжья.  

Досье:               

Третий Всероссийский водный конгресс, работавший в Москве 24-26 июня, в этом году был посвящен теме «Водные ресурсы России для реализации национальных целей и стратегических задач развития страны».

На площадке ставшего традиционным межотраслевого мероприятия, объединяющего всех крупных водопользователей страны и государственные ведомства, ответственные за их отраслевое регулирование, обсуждаются природоохранные и инфраструктурные составляющие национальных проектов, в том числе, федеральные проекты «Внутренние водные пути», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и целый ряд других.

Выступивший на пленарном заседании специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности Сергей Иванов высказал предложение разработать механизм межотраслевого взаимодействия с участием крупнейших водопользователей России, который бы мог функционировать в период между Всероссийскими водными конгрессами.

Конгресс, в котором неизменно принимают активное участие Минтранс России и Росморречфлот, проводится Советом Федерации совместно с Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения при поддержке правительства РФ.


< Назад