Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Главная // Новости / Новостная лента / /
1 декабря 2019, 22:33

Потенциальные преимущества цифровизации флота и отрасли не должны препятствовать осмыслению ее рамок и сопутствующих угроз – круглый стол ДПФ

МОСКВА. Флот и судостроение – средоточие наиболее сложных инженерно-технологических достижений человечества с самым длинным жизненным циклом и самыми плотными структурными взаимосвязями по сравнению с другими отраслями. Потенциальные последствия от воплощения «сырых» или ошибочных решений здесь особенно велики, инерционны и способны обесценить многие преимущества наступающей эры цифровизации. Именно поэтому ВМФ, морской и речной транспорт, научный и рыбопромысловый флот, судостроение, морская наука и образование с учетом масштабов решаемых ими задач представляют собой приоритетное направление для формирования комплексной сбалансированной концепции цифровизации, применения технологий искусственного интеллекта при обеспечении необходимой кибербезопасности. Такой подход лег в основу повестки Всероссийского круглого стола, проведенного 29 ноября Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ) во взаимодействии с Московским политехническим университетом, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Объединенной судостроительной корпорацией, другими государственными, экспертными, деловыми и общественными структурами.
Как отметил в своем вступительном слове председатель ДПФ, кап.1ранга, к.п.н. Михаил Ненашев, морское речное сообщество России считает своим приоритетом содействие выработке эффективной государственно-общественной политики по вопросам цифровизации, кибербезопасности, технологий искусственного интеллекта, учитывающей наряду с большими перспективами и присущие им потенциальные  угрозы.
 ДПФ традиционно выступает за системную экспертизу стратегических направлений, не допуская в сферу принятия решений воздействие пиар-факторов, разного рода медийных спекуляций, за которыми нередко кроятся узкие коммерческие интересы. В этой связи М.Ненашев привел пример недавней мировой медийной кампании о якобы неизбежном «сланцевом» будущем углеводородной отрасли. «Несколько лет шумихи, массированной атаки на традиционные нефтегазовые проекты, и вдруг, как отрезало, исчезли разговоры о неизбежной победе сланцевых технологий над характерной для России «отсталой» нефтегазовой индустрии, время отделило воду от пены, расставив все на свои места. В ДПФ считают целесообразным применение такого взвешенного подхода и к современным проектам искусственного интеллекта и цифровизации, опираясь на беспристрастный анализ экспертного сообщества от российской науки и экономики»,- подчеркнул он.                           
«Наше Движение, объединяющее все составляющие отечественного Флота, судостроительной промышленности и морской науки, это интегральная площадка, нас интересуют только объективные, комплексные оценки и предложения по ключевым направлениям национального развития»,- подчеркнул он.   
Заметный интерес участников мероприятия вызвал доклад представителя Объединенной судостроительной корпорации, на базе которой консолидировано почти 90 проц военного кораблестроения и свыше половины гражданской судостроительной отрасли РФ, руководителя направления жизненного цикла департамента гособоронзаказа ОСК Якова Бережного. Современная гражданская судостроительная продукция, например, атомные ледоколы, нередко представляет собой не менее сложное изделие, чем авианосцы или АПЛ, и потому, конкурентоспособное развитие судостроительной отрасли невозможно без полноценного использования интегрированных цифровых технологий, позволяющих управлять жизненным циклом корабля на всех стадиях – от разработки модели до сдачи в эксплуатацию,-
отметил он.     
Однако, подчеркнул Я.Бережной, этому препятствует отсутствие высокоскоростных отечественных САПРов, отечественного программного обеспечения, гарантирующего кибербезопасность на всех этапах проектирования и производства, а также защищенные средства связи отечественного производства.  
По мнению докладчика, важно поставить точку в базовом вопросе – является ли в нашей стране создание военной техники и ее эксплуатация – бизнес-процессом, процессом обеспечения государственных интересов или каким-то комбинированном вариантом этих моделей, в каждом из которых заложена собственная логика и система мотивации. В заключение он призвал выпускников. аспирантов и преподавательский корпус Московского Политеха подключиться к осмыслению вопросов, стоящих на пути эффективной цифровизации отечественного судостроения.   
Об активном развитии процессов цифровизации в системе водного транспорта России рассказал заместитель начальника отдела ледокольного обеспечения, гидрографии и связи Управления безопасности судоходства Росморречфлота Максим Данилкин. В «морской части» воднотранспортного комплекса, наряду с другими нововведениями, отметил он, совместно с ФТС идет апробация цифрового проекта, предполагающего создание российского сегмента международной системы TradeLens, объединяющую значительную часть мировых морских грузоперевозок на основе международной логистической блокчейн-платформы.
«Работа проводится под эгидой Минтранса в соответствии с дорожной картой для реализации заявленного в меморандуме пилотного проекта на базе Большого порта Санкт-Петербург в соответствии с национальными требованиями, в том числе в области информационной безопасности»,- сказал он. Данилкин пояснил, что для нашей страны предлагается использовать комплекс программных средств - портал «Морской порт» ФТС РФ в качестве единого окна для обмена информацией с платформой TradeLens и государственными контролирующими органами.

Рассказывая о продвижении цифровизации «речной» части отрасли, представитель Росморречфлота представил проект создания электронных навигационных карт внутренних водных путей России. По его словам, в 2020 году планируется завершить формирование ЭНК ВВП, куда сегодня внесено порядка 92% водных путей России.

С будущего года работа по составлению ЭНК ВВП России, проводимая с 2002 года в рамках ФЦП «Глонасс», перейдет на новый этап реализации, отметил Данилкин. В 2020 году будет по конкурсу определен исполнитель на обработку еще не охваченных системой 822,2 км водных путей. Также будут проведены работы по обновлению данных на 9 тыс. 29 км.
По его словам, также рассмотрена возможность перехода на единый для всех бассейновых управлений код производителя государственных ЭНК ВВП с учетом изменений, связанных с перспективой внедрения технологии производства, дистрибуции и хранения ЭНК ВВП в соответствии с предложенной универсальной моделью.

Представитель Росморречфлота завершил свой доклад видеопрезентацией о внедрении цифровой платформы топографического обеспечения судоходства по ВВП в рамках пилотных проектов, осуществляющихся на Волго-Балте и Канале имени Москвы.         

Представитель ВМФ, заместитель начальника отдела НИИ кораблестроения и вооружения, кап. 3 ранга Александр Щукин посетовал на сложности создания цифровых 3D моделей боевых кораблей и морской техники, отметил как важную проблему необходимость создания отечественного сертифицированного ПО, способного решать весь спектр конструкторских задач, а также в перспективе создания единого информационного пространства для конструкторских, технологических и производственных задач.

Наряду с задачами, нацеленными на ускорение и расширение процесса цифровизации в сфере проектирования, производства и эксплуатации флота, на мероприятии были поставлен вопрос и об ограничении внедрения ряда цифровых методик в сфере отраслевого образования. Как отметил советник председателя ДПФ, до 2017 года ректор Севастопольского государственного университета Валерий Кошкин, в образовательной сфере проводящееся ускоренное, без широкого экспертного обсуждения внедрение электронных сервисов, цифровых методик, форматов т.н. называемого массового онлайн обучения, угрожает принципиальной дегуманизацией и элитизацией качественного образования, кастовым раздроблением образовательного процесса, исторически в России основывавшемся на личностном факторе, устранении сословных и географических барьеров, создании атмосферы созидания и максимальном открытии социальных лифтов для мотивированной молодежи.    

Много содержательных предложений в проект рекомендаций круглого стола поступило и от других выступавших: деканов ряда факультетов Московского Политеха, проректора МГТУ имени Баумана Сергея Коршунова, главного специалиста по информационным технологиям НПО «Винт» АО ЦС «Звездочка» Степана Гаврилова, главного инженера ЦНИИ «Курс» Дмитрия Вавилова, профессора МФТИ Вячеслава Кондратьева, заместителя гендиректора Инженерно-технического центра «СКАНЭКС» Марины Сергеевой, декана судомеханического факультета МГАВТ Владимира Якунчикова, президента Федерации парусного спорта Московской области Валерия Пильчина, заместителя председателя Ямало-Ненецкого регионального отделения ДПФ, директора Арктического фонда перспективных проектов и исследований Юрия Золотова и других.

Подводя итоги круглого стола председатель ДПФ, заместитель главы Общественного совета Росморречфлота Михаил Ненашев оценил его работу как очень плодотворную и поблагодарил за поддержку в проведении мероприятия руководство Федерального агентства морского и речного транспорта, Московского политехнического университета и ряда отечественных партнерских организаций и компаний. Материалы круглого стола решено издать в виде отдельного сборника, расширенные рекомендации направить в соответствующие государственные ведомства, а затем обеспечить общественное сопровождение принимаемых решений. 


< Назад