• 07 июня, 
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
(Росморречфлот)
Главная // Новости / Новостная лента / /
5 апреля 2020, 7:20

Дан старт морской экспедиции по поиску лидера «Харьков» и двух эсминцев, погибших в Черном море в 1943 году

НОВОРОССИЙСК. Команда морских инженеров и водолазов 5 апреля на многофункциональном изыскательском судне «Балтийский исследователь»¹ вышла в море на поиск трех боевых кораблей Черноморского флота, погибших под Новороссийском в октябре 1943 года. Экспедиция проводится в ознаменование 75-летия Великой Победы в рамках плановой отработки навыков выполнения глубоководных работ и направлена на поиск и обследование лидера эсминцев «Харьков» и эсминцев «Беспощадный» и «Способный», погибших 6 октября 1943 года при проведении набеговой операции на побережье Крымского полуострова, занятого немецкими войсками ².

Поисковые работы предполагается выполнять на глубине порядка 1800 метров и удалении 160 км от морского порта Новороссийск.

В состав выполняемых работ войдут:

площадная гидроакустическая съемка рельефа дна района поиска с применением многолучевого эхолота, установленного на дистанционно управляемого подводного аппарата тяжелого рабочего класса (ТНПА);
выполнение детальной съемки объектов поиска с целью оценки дна в районе их нахождения, наличия опасностей или препятствий для выполнения визуального обследования с применением ТНПА;
визуальное обследование с использованием ТНПА объектов поиска с целью идентификации, получения фото и видео материалов;
фотограмметрия обнаруженных объектов, формирование их 3D модели;
установка памятных табличек на обнаруженные и идентифицированные корабли;
проведение траурных мероприятий в районе выполнения работ.

 

Работы выполняются в рамках долгосрочного сотрудничества компаний ФГБУ «Морская спасательная служба» (г. Москва) и «Фертоинг»³ (г. Санкт-Петербург), которые на постоянной основе реализуют мероприятия, направленные на увековечивание памяти моряков, отдавших свои жизни при защите нашего Отечества.

Сотрудничество двух компаний обеспечивает возможность выполнять уникальные инженерные и поисковые операции на морском континентальном шельфе и глубоководных районах акватории морей и океанов, как производственно-технической, так и исторической направленности.

 Компания «Фертоинг» и ФГБУ «Морская спасательная служба» на протяжении многих лет ведут совместную поисковую деятельность по местам сражений и гибели судов и кораблей Российского флота, открывая ранее не исследованные страницы Великой Отечественной войны, позволяя сохранять память о беспримерном подвиге наших предков, передавая знания о них последующим поколениям.

Маршрут поиска затонувших судов представлен на карте:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справочная информация:

¹ Судно «Балтийский исследователь» - многофункциональное инженерное судно   (судовладелец ФГБУ «Морская спасательная служба») предназначено для проведения исследовательских и инспекционных работ на морском континентальном шельфе и глубоководных районах акватории морей и океанов. Оснащено системой динамического позиционирования, комплексом тяжелого рабочего дистанционно управляемого подводного аппарата, системами высокоточной подводной навигации и картирования дна.

² Задачей корабельной группы, вышедшей 05 октября 1943 года из порта Туапсе, в составе лидера эсминцев «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный» было нарушение судоходства противника, осуществлявших эвакуацию немецких войск с Таманского полуострова в Крым. Кроме того, корабли должны были нанести артиллерийский налет на морские порты Феодосия и Ялта. После проведения боевой операции, при следовании в порт базирования, корабельная группа была обнаружена авиацией противника. В течение последующих семи часов корабли Черноморского флота были подвергнуты массированным атакам с воздуха пикирующими бомбардировщиками Юнкерс-87. Неся потери в личном составе  и материальной части, моряки продолжали вести огневой бой с превосходящими силами противника, нанося ему ощутимый урон. Не смотря на героические усилия экипажей кораблей, немецким самолетам удалось добиться прямых бомбовых попаданий. Не спуская флага и ведя огонь по противнику были повреждены «Харьков» и «Беспощадный», пытавшийся взять их на буксир «Способный», а затем снять выживших моряков, также был поврежден и в ходе третьего налета потоплен вместе с «Харьковом». Погибло более 780 моряков Черноморского флота, спастись удалось 123 морякам, которых подобрали подоспевшие к месту боя сторожевые и торпедные катера. Гибель лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный» стала самой большой единовременной потерей не только на Черноморском флоте, но и во всем ВМФ СССР. Это были новейшие корабли ЧФ, вошедшие в его состав незадолго до войны.

 

³ ФГБУ «Морская спасательная служба» - профессиональная аварийно-спасательная и поисково-спасательная служба, обеспечивающая несение постоянной готовности к предупреждению и ликвидации ситуаций чрезвычайного уровня на море. Обладает современным многофункциональным флотом судов неограниченного района плавания, способных выполнять широкий спектр подводно-технических и аварийно-спасательных работ (http://morspas.com/).

ООО «Фертоинг» – российская морская инженерная компания, выполняющая комплекс работ по обеспечению строительства и эксплуатации объектов подводных добычных комплексов, морского, речного и трубопроводного транспорта.

Компанией выполняются инновационные исследования, разработка и внедрение в производство системных инженерных решений в области комплексного обеспечения безопасности объектов морской инфраструктуры (http://www.fertoing.ru/).

 


< Назад